« Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. » Артур Шопенгауэр
1. Сохранить здоровье студентов; 2. Создать условия для их своевременного и полноценного психического развития; 3. Обеспечить каждому студенту возможность радостно и содержательно прожить период спо.
Здоровьесберегающая образовательная технология система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)
Вопросы: Лечебно-профилактическое. Обеспечение психологической безопасности личности студента. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса. Формирование валеологической культуры студента, основ валеологического сознания.
фито-, витаминотерапия; прием настоек и отваров растений- адаптогенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно- профилактических мероприятий для студентов.
Психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов.
Учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на студентов в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для студентов, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития студента и т.п.
Знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни.
Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся; Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии; Создание благоприятного эмоционально- психологического климата в процессе реализации технологии; Использование разнообразных видов здоровье сберегающей деятельности учащихся;
Проводятся медицинскими работниками, и собственными наблюдениями в процессе реализации образовательной технологии, и ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
Это стратегия соответствует особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
Направленны на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности
1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности. 2. Единство физического и психического развития. 3. Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
1) анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления; 2) владеть основами здорового образа жизни; 3) устанавливать контакт с коллективом учащихся; 4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение; 5) прогнозировать развитие своих учащихся; 6) моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления; 7) личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным. смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Оздоровительные моменты на уроке: - физкультминутки, динамические паузы - минутки релаксации - дыхательная гимнастика - гимнастика для глаз - массаж активных точек - физкультминутки, динамические паузы - минутки релаксации - дыхательная гимнастика - гимнастика для глаз - массаж активных точек
- отдых центральной нервной системы - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
1. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому для кого что-то делается. Можно назвать это «добрым началом», можно говорить об «идее добра», которая должна пронизывать все свершения.
2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык - находить поводы и причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих!), но не манипулируя («Ах, какой вы грациозный и стройный, при полутора метрах роста и ста килограммах веса!»), а искренне и умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения.
3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства - в профессионализме всех работающих в школе педагогов. Пускай не всех (будем реалистичны!), но больше части, которая способна создать «критическую массу» компетентности. Поэтому вложение средств в подготовку кадров, повышение профессионализма учителей (в развитие персонала, как говорят на Западе) - самая мудрая стратегия серьезного руководителя.
4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии (а материальное приложится!).
5. Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании поучаемых результатов. Лучше, если этот мониторинг будет независимым, проведенным специалистом «со стороны». Оценка «дела рук своих» не может быть объективной даже при самых благих намерениях - механизмы психологической защиты вносят свои коррективы.
6. Секрет технологичности - в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии. Иначе под ЗОТ в одной школе будет пониматься сочетание фитобара и стоматологического кабинета, в другой - «конторок» в классах и «шведских» стенок в рекреациях, в третьей - введение уроков валеологии и ставки психолога-консультанта