1. Социально-экономические функции местных органов власти Республики Беларусь 2. Особенность доходной базы местных бюджетов 3. Налоговые доходы местных бюджетов
Вопрос 1 Социально-экономические функции местных органов власти Республики Беларусь. Неотъемлемым признаком местного самоуправления является закрепление законодательством за органами местного управления и самоуправления самостоятельных полномочий. Конституции РБ Законе РБ «О местном управлении и самоуправлении» Они обладают широкими правами и обязанностями в сфере экономических, социальных отношений, бюджета, охраны общественного порядка. Важнейшими полномочиями органов самоуправления местных Советов депутатов является у уу утверждение Программы социально-экономического развития.
Жилищного строительства Дорожного строительства Охраны природы Коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения Благоустройства На Советы также возлагается организация, контроль и утверждение отчетов о выполнении этих программ. Они определяют порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью, правовой режим имущества, который входит в коммунальную собственность соответствующего административно- территориального образования.
Выдача согласия на размещение и развитие на территории Совета предприятий, хозяйственных организаций и учреждений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующего административно- территориального образования Рассмотрение планов и программ размещения, развития и специализации предприятий и социально-культурных учреждений различных форм собственности, выдача по ним заключений и т.д. Полномочия местных органов власти должны подтверждаться соответствующими доходами и поступлениями этих доходов в местные бюджеты В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения: подоходный налог, земельный налог, налог на недвижимость
Республиканский бюджет Местные бюджеты Бюджеты первичного уровня (бюджеты сельских советов, поселков и городов районного подчинения) Бюджеты базового уровня (бюджеты районов и городов областного подчинения) Бюджеты областного уровня (бюджеты областей и города Минска)
Вопрос 2 Особенность доходной базы местных бюджетов. - собственных, т.е. закрепленных доходов и налогов; - отчислений от общереспубликанских государственных доходов и налогов; - дополнительных источников устанавливаемых самостоятельно местными Советами; - дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящих бюджетов.
Налоговые доходы Неналоговые доходы Безвозмездные поступления Республиканские и местные налоги, сборы, пошлины устанавливаемые Президентом РБ или законами Пени, начисленные за несвоевременную оплату налогов, сборов и пошлин % за пользование отсрочкой или рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и налоговым кредитом Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Доходы от размещения денежных средств бюджета, штрафы и другие неналоговые платежи Необязательные платежи Поступления от иностранных государств, международных организаций, других бюджетов в форме межбюджетных трансфертов
Ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты в холке: до 40 сантиметров – не более 0,5 базовой величины; от 40 до 70 сантиметров – не более 1 базовой величины; 70 и более сантиметров – не более 1,5 базовой величины. Ставки курортного сбора устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации и не могут превышать 5%. Ставки сбора с заготовителей устанавливаются в размере, не превышающем 5%.
Вопрос 3 Налоговые доходы местных бюджетов. Возможные изменения закрепляются в Законе РБ «О бюджете на очередной финансовый год». Основной документ, в соответствии с которым формируются налоговые доходы местных бюджетов 1. Подоходный налог с физических лиц, кроме исчисляемого с доходов полученных от осуществления предпринимательской деятельности не более 20 % от поступлений на территории районов области и не более 50 % от поступлений на территории городов областного подчинения; 2. Налог на доходы иностранных организаций не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство – 100 %; 3. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по областным лотереям – 100 % ;
4. Налог на недвижимость, исчисляемый по объектам находящимся на территории городов областного подчинения – не более 40 %; 5. НДС по нормативу, определяемому решением соответствующих областных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год от постоянных нормативов устанавливаемых законом; 6. Экологический налог: За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по месту нахождения объекта налогообложения – не более 40 %; За сброс сточных вод уплачиваемый плательщиками по месту нахождения объекта налогообложения – не более 40 %; За хранение и захоронение отходов производства – не более 40 %; 7. Налог за добычу природных ресурсов, лимиты добычи которых устанавливаются Правительством РБ – 100 %; 8. Государственная пошлина зачисляется в областной бюджет в соответствии с актами законодательства – 100 %; 9. Местные налоги и сборы по нормативам, определяемым областными Советами депутатов при утверждении соответствующего бюджетов.
Наименование доходов 2014 г.2015 г. I НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ , ,0 НАЛОГИ НА ДОХОДЫ И ПРИБЫЛЬ , ,0 НАЛОГИ НА СОБСТВЕННОСТЬ , ,0 НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (работы, услуги) , ,0 ДРУГИЕ НАЛОГИ, СБОРЫ (ПОШЛИНЫ) И ДРУГИЕ НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ , ,0 II НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ , ,0 ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ , ,0 ДОХОДЫ ОТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , ,0 ШТРАФЫ, УДЕРЖАНИЯ , ,0 ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ , ,0 ИТОГО ДОХОДОВ , ,0 БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ , ,0 ДОХОДЫ , ,0 В тыс. руб. Общая сумма доходной части бюджета в 2016 году с учетом собственных доходов и безвозмездных поступлений планируется на уровне 17 трлн 432 млрд. бел. рублей.
Наименование расходов 2014 г.2015 г. ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ , ,0 НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА , ,0 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА , ,0 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО , ,0 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ , ,0 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ , ,0 ОБРАЗОВАНИЕ , ,0 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА , ,0 ВСЕГО РАСХОДОВ , ,0 В тыс. руб. Расходы в 2016 году составят 17 трлн. 276 млрд. рублей (рост к ожидаемому расходам 2015 года на 15%). Бюджет Витебской области на 2016 год запланирован с профицитом 156 млрд. рублей.