Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут
Название СодержаниеРезультат 1. Постановка проблемы. - возникновение проблемной ситуации -осознание противоречия - формулирование проблемы Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения. 2. Поиск решения. - выдвижение гипотез - проверка гипотез Решение – понимание нового знания. 3. Выражение решения. Выражение нового знания научным языком в принятой форме. Продукт – рукопись книги, статьи, доклада. 4. Реализация продукта. Представление продукта людям через публикацию, выступление Реализованный продукт – книга, статья, доклад.
Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся ЗНАНИЕЗНАНИЕ Введение Постановка - формулирование вопроса учебной проблемы или темы урока Поиск решения - открытие субъективно нового знания Воспроизведение Выражение решения - выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта - представление продукта учителю и классу
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя ( или более ) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием « на ошибку ». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.
1. Подводящий к теме диалог. 2. Сообщение темы с мотивирующим приёмом. 3. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Учитель побуждает детей осознать противоречие и сформулировать проблему, т. е. осуществить подлинно творческие действия. В результате развиваются творческие способности и речь.
Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы Приём 1. О фактах : Что вас удивило ? Что интересного заметили ? Какие вы видите факты ? О теориях : Что вас удивило ? Сколько существует теорий ( точек зрения )? Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений ? Приём 3. Вы сначала как думали ? А как на самом деле ? Приём 4. Вы смогли выполнить задание ? В чём затруднение ? Приём 5. Вы смогли выполнить задание ? Почему не получается ? Чем это задание не похоже на предыдущее ? Приём 6. Что вы хотели сделать ? Какие знания применили ? Задание выполнено ? Выбрать подходящее : Какой возникает вопрос ? Какова будет тема урока ?
После создания проблемной ситуации учитель разворачивает побуждающий диалог. Терпимое принимающее отношение к высказываниям учеников. Тема урока формулируется после введения нового материала. После формулирования учебной проблемы в виде вопроса следует сразу же переходить к поиску решения. Открыв новое знание, даём ответ на изначальный вопрос. И только потом, на этапе воспроизведения, занимаемся формулированием темы урока.
При выходе из проблемной ситуации надо обеспечить два творческих действия : осознание противоречия и формулирование проблемы. Случается, учитель пропускает шаг осознание противоречия и начинает диалог сразу с побуждения к формулированию проблемы.
Даже в том случае, когда проблемная ситуация не срабатывает, учитель должен побуждающим диалогом обеспечить формулирование школьниками учебной проблемы.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
Мотивирующие приёмы : 1. « Яркое пятно ». 2. Актуальность.
Развивает логическое мышление и речь. Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Развивающий эффект отсутствует. Сходство : каждый метод завершается интересной классу учебной проблемой. Таким образом, все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию