Развитие фонематического слуха.
Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха. Смешение звуков: звонких согласных с глухими (плакала – плакала, том – дом) ; свистящих согласных с шипящими (чаши – часы); твердых согласных с мягкими (потеряла – потеряла); сонорные: звук [р] на [л] и обратно (лжи – ржи, тли – три), звук [м] на [н] и обратно ( мебель – мебель, песок – мешок) Перестановка и включение отдельных звуков : (наушники – наушники, каторная – картонная, нулжа – лужа);
Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (день –день, межу – между, ласточка – ласточка, оманул – обманул); Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (метает – подметает, осматривает – подосматривает); Замена звуков ( табака – собака, идет - идет); Обозначение мягкости при помощи Ь (васелки - васильки) Ошибки при чтении: (пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове)
Когда же начать развивать фонематический слух ? Прямо с рождения!!! С первых дней жизни малыш может различать на слух неречевые звучания и их направление. Обратите внимание ребенка на звуки за окном, и предложите их послушать. Если он не может определить их источник – помогите ему в этом. Спросите его: Что гудит? ( машина ) Кто поет? ( птица ) Кто так громко кричит? ( девочка )
Различие на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Например, игра «Угадай, что звучало» Вам поможет. Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон колокольчика (ложек), скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите закрыть глаза и отгадать, что это звучало. Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свитка.
Различие звуков речи По тембру, силе и высоте. Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки Вы говорите. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. Игра «Громко- тихо». Договариваетесь с ребенком, что он будет выполнять определенные действия, когда Вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры «Далеко - близко».
Различие сходных по звучанию слов. Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком лежат картинки со сходным по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Вы называете предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Игра «Верно - неверно». Вы показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя один звук (ворота, корота, морота, ворота, порота, ворота). Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит правильный вариант произношения.
Различение слогов. Игра «Похлопаем». Вы объясняете ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносить слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. Игра «Что лишнее». Вы произносите ряды слогов «па-па-ба-па», «фа- фа-ва-фа». Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Различие звуков. Звукоподражание. Комар звенит: « З-З-З» Жук жужжит: « Ж-Ж-Ж» Игра « Поймай звук» Попросите ребенка, чтобы он хлопнул в ладоши, если услышит звук «…»: -Звуковой ряд; -Слоги -Слова
Освоение навыков анализа и синтеза. Первый этап – выделение первого и последнего звука в слове(гласный звук) Звукоподражание. Больной говорит: « А-а-а-а», когда показывает горло врачу. Волк воет на луну: « У-у-у-у» Игра «Первый звук в слове» Разложите перед ребенком карточки с изображением предметов. Задача ребенка – произнести вслух то, что изображено, выделяя первый звук более сильно. (сначала выполните это упражнение вместе) Игра «Последний звук в слове» Разложите перед ребенком карточки с изображением предметов. Задача ребенка – произнести вслух то, что изображено, выделяя последний звук более сильно. (сначала выполните это упражнение вместе)
Игра "Становитесь буквы по порядку" На столе лежат карточки с буквами. Вам необходимо произнести сочетания из гласных, сначала по два: иа, ау, ои, затем – по три звука: ока, ани, иеа. Задача ребенка – разложить буквы в произнесенном порядке. После разбора гласных звуков, следует перейти к анализу согласных. Сначала стоит научить ребенка выделять в слове последний несогласный звук, который обязательно оканчивается на к или т.
Освоение навыков анализа и синтеза. Первый этап – выделение первого и последнего звука в слове(согласный звук) Игра «Выбирай и называй». Подобрать название цветов, животных птиц, посуды, которые начинаются с заданного звука. Игра «Найди звук» Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются на звук «…» Игра "Заблудился звук" Ребенок должен выбрать из списка слово, неподходящее по смыслу, подобрав вместо него нужное: Мама с бочками (дочками) пошла По дороге вдоль села. Мишка плачет и ревет: Просит пчел, чтоб дали лед (мед).
Освоение навыков анализа и синтеза. Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза. Определение места звука в слове: Ударного гласного звука Согласного звука С помощью пособия «Птичка». Определить где находится звук «…» Медленно проговаривая слово, мы одновременно ведем пальцем по птичке, определяя где находится заданный звук (в начале слова, в середине слова, в конце слова )
Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребенку процесс освоения чтением и письмом.