» Обновление воспитательного процесса в контексте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» Черёмухина В.В., старший методист МАУ ДПО «Центр развития образования» Петрозаводск, 2016 год
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства РФ 29 мая 2015 г. 996-р Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством; Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет (национальная идея); Стратегия направлена на активизацию повышения эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей; Приоритетами государственной политики в области воспитания является создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Развитие воспитания в системе образования предполагает: обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента: Развитие воспитания в системе образования предполагает: обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента: использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности; совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей; развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно- спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры; создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации; содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения; воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов.
Основные направления развития воспитания : Содействие популяризации культуры семейного воспитания на основе традиционных семейных ценностей, возрождение значимости многодетных семей, профессиональных семейных династий, популяризация лучшего семейного опыта; активное привлечение семей к участию в школьной жизни; привлечение общественных объединений и организаций (молодёжных клубов, социально- досуговых центров и.т.д), поддержка института ученического самоуправления; привлечение детей к участию в социально- значимых, познавательных, творческих, культурных проектах, волонтёрскому движению.
Направления воспитания: Гражданское – включает воспитание гражданской ответственности, активной жизненной позиции, уважительное отношение к национальному достоинству людей, их религиозным убеждениям; развитие правовой культуры детей, расширение возможностей конструктивного и коллективного принятия решения, умения вести диалоговое, дискуссионное общение; формирование нравственных ценностных установок, умения противостоять негативным социальным вызовам и проявлениям.
Патриотическое – формирование у детей чувства гордости за страну, малую Родину, чувства сопричастности и сопереживания за происходящие общественно-политические процессы; Формирование готовности защищать интересы Отечества, ответственность за будущее России; Развитие у подрастающего поколение знаний и уважительного отношения к государственной символике России, края, к историческим символам и памятникам Отечества; Поощрение краеведческой, поисково- исследовательской деятельности и познавательного туризма.
Духовно-нравственное воспитание - Развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия, дружелюбия); формирование сознательного выбора поведенческой позитивной позиции (позиции добра), планов, ориентиров и жизненных установок; развитие сопереживания и позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
Оказание помощи в трудных жизненных, конфликтных, стрессовых ситуациях; Оказание помощи в трудных жизненных, конфликтных, стрессовых ситуациях; Оказание помощи в выработке моделей поведения на примере успешных людей и положительного опыта.
Приобщение к культурному наследию: Эффективное использование и популяризация на мероприятиях лучших, авторитетных образцов литературного, музыкального, кинематографического, театрального и других видов искусств; воспитание уважения к культурам других стран и народов; поддержка музейной и театральной деятельности и педагогики; поддержка, сохранение этнических культурных традиций и народного творчества.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Формирование потребности сохранения здоровья, лозунг «Быть здоровым здорово!»; формирование в детской и в семейной среде принципа сохранения ЗДОРОВЬЯ, мотивация к активному образу жизни, занятиям физической культурой и спортом; развитие безопасного образа жизнедеятельности, профилактика негативных вредных привычек; использование потенциала спортивной деятельности с целью профилактики асоциального поведения в школьной среде.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Формирование уважительного отношения к труду, трудовым достижениям, к людям различных специальностей; развитие навыков и умений самообслуживания, формирование потребности трудиться, нести ответственность за выполняемую работу, развивать умения работать в команде, группе; содействие осознанному пониманию и определению у школьников сферы собственных интересов и будущей специальности (профориентация).
Экологическое воспитание : Формирование экологической культуры и правильного экологически грамотного сберегающего поведения в окружающей среде, в обществе; воспитание чувства ответственности за сохранение природных ресурсов, экономного обращения (энергосбережение) и формирование навыков разумного природопользования; воспитание нетерпимого отношения к варварским проявлениям и негативным воздействиям на окружающую среду
Реализация педагогическими работниками и другими участниками образовательного и воспитательного процесса основных принципов Стратегии будет способствовать формированию, поддержке и развитию воспитанника дошкольной организации, школьника будущего Гражданина России.