Мастер-класс: содержание, технология проведения Шарлаева Ирина Вениаминовна зам. директора МАУ ДПО«ЦРО»
Мастер–класс создание условий для включения всех в активную деятельность; постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; представление возможности каждому участнику выработать свое отношение к предлагаемому методическому материалу; процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Алгоритм проведения мастер-класса выделение проблемы. панель (обмен мнениями), объединение в группы для решения проблемы, работа с материалом, представление результатов работы, обсуждение и корректировка результатов работы.
Основные элементы технологии проведения мастер-класса Индукция (проблемная ситуация; начало, мотивирующее творческую деятельность). Самоконструкция (индивидуальная работа) и социоконструкция (групповая работа). Социализация (сопоставление, оценка, коррекция). Афиширование (представление результатов). Разрыв (внутреннее осознание неполноты или несоответствия старого знания), творческое конструирование нового знания. Рефлексия.
Позиция Мастера консультант и советчик, помогающий организовать учебную работу; старается задействовать участников в процесс, сделать их активными; создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; исключает официальное оценивание работы участников, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования. Полнота и оригинальность решения инновационных идей. Актуальность и научность содержания и приемов обучения. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным). Эффективность. Результативность для каждого участника. Технологичность. Четкий алгоритм занятия, наличие оригинальных приемов актуализации, поиска и открытия, рефлексии. Артистичность, способность к импровизации, воздействие на аудиторию. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения.
Источники Л.Боровиков. Что такое Мастер-класс. Е.М.Пахомова. Что такое мастер-класс и как подготовить к нему учителя. Технология проведения мастер-класса. master-klassa/ master-klassa/