Айны один из древнейших и загадочных народов планеты. Они резко отличались от соседних монголоидных народов не только физическим обликом, но и своеобразным языком, и многими чертами материальной и духовной культуры. Светлокожие бородатые мужчины айны и женщины с татуировкой вокруг рта и на руках были воинственным народом. Их основное вооружение мечи с портупеями из растительных волокон, тяжелые боевые колотушки с острыми шипами, лук и стрелы. Уникальный экспонат коллекции военные доспехи, выполненные в технике плетения из узких ремешков шкуры лахтака. Эти, крайне редко встречающиеся сейчас предметы, полностью защищали тело воина.
Орудия рыболовства, охоты, включая орудия морского промысла: копье, острога, крючок, лук и стрелы свидетельствуют о высокой степени адаптации островитян к природным условиям. Охотясь на животных, айны использовали стрелы, отравленные ядом аконита. В экспозиции представлена деревянная посуда, украшенная резным орнаментом, которая использовалась повседневно и на праздниках.
Ритуальные предметыикунись (палочка для питья), с помощью которых мужчины приподнимали усы во время ритуального употребления спиртных напитков. Икунись посредники между людьми и духами, предназначенные для жертвоприношений богам. Они украшены скульптурными композициями, отражающими повседневную жизнь, например, охоту на нерпу или кита, медвежий праздник.
Одежду и обувь женщины шили из шкур морских и лесных животных. Халат из рыбьей кожи украшен аппликацией из цветной ткани вокруг ворота, по обшлагам рукавов и по подолу. Это, по воззрениям айнов, мешало воздействию злых духов на человека. В качестве зимней верхней одежды использовался халат из нерпичьего меха, орнаментированный меховой мозаикой и аппликацией из ткани. Для летней одежды они ткали материю из крапивы и луба вяза. Халаты, сшитые из материи, богато орнаментированы вышивкой цветными нитками.
Наголовные повязки сшиты из ткани или сплетены из стружек ивы.
Нивхская одежда отличалась от айнской. У халата обычно была широкая запашная левая пола. В коллекции имеется зимний мужской халат, изготовленный в начале 20-го века из бархата и меха собаки.
Оригинальный элемент промысловой одежды мужчин юбка из нерпичьего меха. Женские халаты орнаментированы вышивкой в амурском стиле, по подолу пришиты металлические украшения.
Обувь, сшитая из шкур нерпы и сивуча, отличается особой прочностью и водостойкостью. Нивхские женщины достигли высокого мастерства в технике обработки рыбьей кожи. из которой шили обувь, одежду, кисеты, сумочки.
Ороки и эвенки - представители тунгусо- манчжурской лингвистической семьи. Отличительная черта культуры сроков оленеводство. Зимой кочевые маршруты проходили по тайге Северного Сахалина, летом на побережье Охотского моря. а также в районе залива Терпения. Главное транспортное средство домашний олень, который используется под седло и вьюк, а зимой запрягается в нарту.
Как и другие народы острова, летом уроки занимались рыболовством, заготавливая впрок разные породы лососевых рыб. На побережье Охотского моря они жили в летних жилищах каркасного типа, укрытых корой лиственницы. Зимним жилищем являлся переносной чум, крытый покрышками из оленьих шкур.
В основе религиозных представлений народов Сахалина и Курильских островов лежали анимистические, тотемические и магические представления об окружающей природе: животных, растениях, водной стихии и т.д. (Шаманизм) Самым важным для многих народов Сахалина и Амура был культ медведя. В честь него устраивался большой родовой праздник. Медвежонка содержали в специальной клетке 23 года. Существовали ритуальные деревянные ковши для кормления медведя. Для убиения медведя на ритуальной площадке использовались специальные стрелы с колчаном. Медвежьи кладбища родовые священные места.
Бубен для камлания, пояс с массивными металлическими подвесками, головной убор из стружек инау, или священной палочки, маска из медвежьей шкуры. Эти предметы помогали шаману извлекать злого духа болезни из тела, совершать путешествия в нижний и верхний миры, помогать сородичам в трудной жизни.
Медведь, в представлениях народов Сахалина, был горным человеком, или духом. Поэтому многие амулеты выполнены в образе медведя. Некоторые из них столетиями хранились в семьях. Амулеты обладали огромной магической силой.
Амулеты изготавливались шаманами, которые занимались врачеванием, или же самими семьями, пораженными болезнью.
Предметы погребальной обрядности свидетельствуют о различиях в духовной культуре народов региона. Захоронения воздушного типа, распространенные у сроков. Нивхи практиковали трупосожжение и на месте кремации ставили деревянный домик. В этот домик помещали плоскую деревянную фигурку, вместилище души умершего, и регулярно совершали обряд кормления. Айны хоронили умерших в земле.