Харьковский национальный экономический университет им. Семена Кузнеца Экономическая мысль западноевропейского средневековия Выполнила студентка 2 курса Факультета МЭО Группы Чут Инна
Экономи́ческая мысль Средневеко́вия носит преимущественно теологический и канонический характер. Экономика наполнена религиозно-этическими нормами, которыми оправдывался сословный характер организации общества и сосредоточение политической и экономической власти у феодалов. В этот период изменилось отношение к физическому труду, сделав его уважаемым Раннее средневековье. VI-X в.в.теологический канонический Экономикафеодалов Труд должен быть единственным источником средств существования людей. Результатами труда надлежит делиться с неимущими, подавая милостыню. Труд должен быть единственным источником средств существования людей. Результатами труда надлежит делиться с неимущими, подавая милостыню.
Раннее средневековье. VI-X в.в. Варварские «Правды» : Вестготская Бургундская Салическая Баварская Варварские «Правды» : Вестготская Бургундская Салическая Баварская
Раннее средневековье. VI-X в.в. Салическая Правда. Это правовой кодекс салических франков. Салический закон понимают норму престолонаследия, согласно которой престол наследуется членами династии по нисходящей непрерывной мужской линии (сыновия государей, внуки (сыновия сыновей), правнуки и т. п. В салическом законе выделяется новый общественный слой литов (вольноотпущенные, полурыба). Так же он защищал собственных отдельных крестьян, устанавливая значительные штрафы за хищение скота, оружия. Салическая Правда. Это правовой кодекс салических франков. Салический закон понимают норму престолонаследия, согласно которой престол наследуется членами династии по нисходящей непрерывной мужской линии (сыновия государей, внуки (сыновия сыновей), правнуки и т. п. В салическом законе выделяется новый общественный слой литов (вольноотпущенные, полурыба). Так же он защищал собственных отдельных крестьян, устанавливая значительные штрафы за хищение скота, оружия.
Зрелое(развитое) средневековье. XI-XV в.в. В средние века католическая церковь усиливает свое могущество. Обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.
Зрелое средневековье. XI-XV в.в. Фома Аквинский Средневековый католический теолог, монах-доминиканец, в 1323 был причислен к лику святых. Создал обширное сочинение "Сумма богословий". Он выделялся как крупный представитель экономической мысли средневековия. Сочинение Аквинского стало своего рода энциклопедией католицизма. И поныне его учение широко используется Ватиканом. Фома Аквинский Средневековый католический теолог, монах-доминиканец, в 1323 был причислен к лику святых. Создал обширное сочинение "Сумма богословий". Он выделялся как крупный представитель экономической мысли средневековия. Сочинение Аквинского стало своего рода энциклопедией католицизма. И поныне его учение широко используется Ватиканом.
Зрелое средневековье. XI-XV в.в. Основные тезисы Ф. Аквинского: Общественное разделение труда - естественное природное явление и оно лежит в основе разделения общества на сословия. Частная собственность - основа хозяйства. Человек от природы имеет право на присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд является естественным и необходимым институтом человеческой жизни. Теория «справедливой цены». Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считается справедливой ценой. Основные тезисы Ф. Аквинского: Общественное разделение труда - естественное природное явление и оно лежит в основе разделения общества на сословия. Частная собственность - основа хозяйства. Человек от природы имеет право на присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд является естественным и необходимым институтом человеческой жизни. Теория «справедливой цены». Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считается справедливой ценой.
Зрелое средневековье. XI-XV в.в. Николай Орем (до 1330 года, Нормандия 11 июля 1382, Франция) французский философ, натурфилософ, математик, астроном, теолог. Его научные труды оказали влияние на Николая Кузанского, Коперника, Галилея и Декарта. Одним из трудов был трактат «О происхождении, сущности и обращении денег». Николай Орем (до 1330 года, Нормандия 11 июля 1382, Франция) французский философ, натурфилософ, математик, астроном, теолог. Его научные труды оказали влияние на Николая Кузанского, Коперника, Галилея и Декарта. Одним из трудов был трактат «О происхождении, сущности и обращении денег».
Зрелое средневековье. XI-XV в.в. В трактате «О происхождении, сущности и обращении денег» Орем выдвинул идею о том, что право чеканить деньги принадлежит не суверену, а народу. Тем самым он противостоит растущей тенденции европейских правителей решать свои финансовые проблемы за счёт инфляции. Была высказана мысль, что деньги представляют собой инструмент, созданный людьми для облегчения обмена товаров.
Вершиной экономической мысли в средневековом арабском мире стали труды видного идеолога Ибн Хальдуна (1332–1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения землей, взимания для нужд казны высоких налогов с доходов населения. Основной труд Ибн Хальдуна называется «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». Ибн Хальдун выдвинул следующие основные идеи: общество – коллектив производителей материальных благ. Все потребительные стоимости создаются человеческим трудом; все, что человек приобретает в виде богатства, равноценно стоимости вложенного в него труда; колебания цен на товар зависят от соотношения спроса и предложения (развитие ремесла ставил в зависимость от спроса на ремесленные изделия). Он также подошел к вопросу разграничения необходимого и прибавочного продукта, проблеме эксплуатации («знатные и богатые пользуются плодами чужого труда»).
Основные положения экономической мысли позднего Средневековия : Деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей; богатство: золото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и «умеренного» богатства; обмен: обмен как субъективный процесс не обеспечивает равенство извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, что вещь «поступает на пользу одному в ущерб другому»; справедливая цена: затратный принцип установления «справедливой цены» считается неточным, т.к. он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества денег и нанести ущерб; деньги: ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства; торговая прибыль и ростовщический капитал: крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющим место в благопристойной деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!