Иммануил Кант Выполнили: Елеманова С. Ильтаева А. Жолдыбаев А.
Иммануил Кант
Кант выделил 2 уровня формообразования 1. Субъективные формы чувства пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. 2. Благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.
Категории рассудка: 1. Категории количества: Единство Множество цельность 2. Категории качества: Реальность Отрицание Ограничение 2. Категории качества: Реальность Отрицание Ограничение 3. Категории отношения: Субстанция Причина и следствие Взаимодействие 4. Категории модальности: Возможность и невозможность Существование и несуществование Необходимость и случайность 4. Категории модальности: Возможность и невозможность Существование и несуществование Необходимость и случайность
Этапы творчества: I этап (до 1770 года) I этап (до 1770 года) Кант разрабатывал вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами: разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба»,1755 год); выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете I этап (до 1770 года) I этап (до 1770 года) Кант разрабатывал вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами: разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба»,1755 год); выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач: что я могу знать? (метафизика); что я должен делать? (мораль); на что я смею надеяться? (религия); Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач: что я могу знать? (метафизика); что я должен делать? (мораль); на что я смею надеяться? (религия);
Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли: «Критика чистого разума» (1781) гносеология (эпистемология) «Критика практического разума» (1788) этика «Критика способности суждения» (1790) эстетика
Этика Канта автономна и априорна, она устремлена на должное, а не на сущее. Её автономность означает независимость моральных принципов от внеморальных доводов и оснований. Ориентиром для кантовской этики являются не фактические поступки людей, а нормы, вытекающие из «чистой» моральной воли. Это этика долга. В априоризме долга Кант ищет источник всеобщности моральных норм. Этика Канта
Гносеология Канта Кардинальная мысль гносеологии Канта заключается в том, что все наше знание слагается из двух элементов – содержания, которым снабжает опыт, и формы, которая существует в уме до всякого опыта. Все человеческое познание начинается опытом, но самый опыт осуществляется только потому, что находит в нашем разуме априорные формы, заранее данные условия всякого познавания; поэтому, прежде всего надо исследовать эти неэмпирические условия эмпирического знания, и такое исследование Кант называет трансцендентальным.