Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Вологодский государственный педагогический университет» КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Выполнила: студентка 6 курса ОЗО факультета физической культуры Нелаева Екатерина Сергеевна Научный руководитель: к.б.н.,доц. каф. физической культуры и спортивной медицины Белова Евгения Людвиговна
Ключевой момент в реабилитации детей- инвалидов - воспитание и обучение. Наиболее перспективной формой образования детей с особыми потребностями является инклюзивное образование, воспринимающее ребенка таким, каким он есть, подстраивающее под него систему образования. Инклюзивный подход к образованию за рубежом практикуется уже не одно десятилетие. В России модель инклюзивного образования начала внедряться с 2008 года. Однако, в научно практической литературе посвященной вопросам инклюзивного образования отсутствует освещение проблемы инклюзии на уроках физической культуры, что делает наше исследование АКТУАЛЬНЫМ.
Цель исследования: выявить уровень готовности учителей физической культуры к инклюзивному образованию. Задачи исследования: 1. Проанализировать литературные источники по вопросу исследования. 2. Разработать анкеты для учителей физической культуры, позволяющие установить степень их готовности к инклюзивной деятельности в общеобразовательных школах. 3. Сформулировать практические рекомендации способствующие развитию инклюзивной деятельности в общеобразовательных школах, на уроках по физической культуре.
Для решения поставленных задач мы использовали методы: Анализ научно-методической литературы Анализ документальных материалов (результаты анкетирования мнений учащихся о совместном образовании с детьми – инвалидами, по данным БОУ ВО «Областной центр ПМСС»). Анкетирование учителей по ФК для выявления их степени готовности к работе с «особыми» детьми Беседа с директором инклюзивной школы 3 г. Вологды Мочаловой Н. В. Методы математической статистики. В исследовании участвовали 200 учителей ФК (n – 100 Вологодской области; и n – 100 г. Санкт- Петербурга), 125 женщин и 75 мужчин. Педагогический стаж учителей варьировался от 2 до 20 лет. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С «ОСОБЫМИ» ДЕТЬМИ Отношение учителей физической культуры к детям с ОВЗ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ и ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ К ИНКЛЮЗИИ Информационная осведомленность учителей об инклюзии Отношение опрошенных учителей к инклюзивному образованию 43% учителей ФК считают, наилучшим вариантом обучения «особых» детей инклюзивное образование, 57% - другое (специальное, дистанционное).
Выявлено, что 51% учителей считают, реальным воплощение инклюзии в сферу физической культуры при условии приложения максимума усилий. РЕАЛИИИ И ТРУДНОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ ИНКЛЮЗИИ В СФЕРУ ФК Основные трудности инклюзии на уроках физической культуры Готовность учителей физической культуры к инклюзивному образованию
ВЫВОДЫ Наличие «особых» детей в СОШ показали 63% респондентов, однако 49% опрошенных отметили отсутствие таких детей на уроках по ФК, в остальных случаях дети в присутствуют, но на скамейке. Установлено положительное отношение к детям с ОВЗ со стороны школьников и учителей по ФК. Установлен низкий уровень готовности учителей по физической культуре к работе в инклюзивных школах. Выявлены трудности по воплощению инклюзии в реальность общеобразовательной школы на уроках ФК. Наиболее перспективной в плане реализации инклюзивного образования в г. Вологде является СОШ 3.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Уделять внимание инклюзии в ДОУ. 2. Среди учителей по ФК организовывать курсы и семинары по теме «Инклюзивное образование». 1. Уделять внимание вопросам инклюзии в подготовке молодых специалистов. 2. Разработать метод. рекомендации по организации инклюзивных уроков ФК. 3. Руководителям МО учителей ФК, руководству СОШ проводить мероприятия по повышению у учителей мотивации к работе с детьми с ОВЗ. 4. Учителям, в том числе и по ФУ организовывать мероприятия, сплачивающие детей без проблем в здоровье и детей с ОВЗ. 5. Руководству инклюзивных СОШ создать условия для комфортных и безопасных уроков ФК.