Дошкольное отделение МБОУ «Гончаровская СОШ» Презентация учителя-логопеда Блиновой Татьяны Александровны ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ: понятие причины виды профилактика
РЕЧЬ – ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА. Основные функции речи: Коммуникативная Познавательная Регулятивная
Понятие нормы и нарушения речевого развития. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи.
Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень формирования той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.
Темп речевого развития зависит от многих факторов и индивидуален для каждого ребенка. Существуют определенные нормы развития речи для каждого возраста. Значительное отставание от этих норм, более чем на 2 месяца, считается задержкой речевого развития.
НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Первый год жизни: 1-2 месяц– спонтанные вокализации 3 - месяц – ранняя стадия лепета – гуляние 4 – месяц рулады с использованием различных гласных 5 - месяц – мелодичное гуляние с добавлением согласных, случайный лепет 6 -7 – месяц - активный лепет, начало понимания слов месяц– усложнение лепета, звуковые серенады, первые облегченные слова – месяц – возрастание внимания к речи взрослых, появление 8-12 облегченных слов
Второй год жизни: К полутора годам появляется фраза. Постепенно речь становится средством общения. Речевые указания взрослых начинают регулировать поведение малыша. К двум годам активный словарь ребенка включает слов. Третий год жизни: Происходит усвоение грамматического строя родного языка. Ребенок объединяет в предложении несколько слов. С интересом слушает сказки, договаривает фразы и целые строчки. Задает вопросы. Активный словарь к трем годам достигает слов.
Лишь на раннем этапе развития ребенка формирование мышления и речи происходит относительно независимо друг от друга. Начиная с двух лет, речь выполняет интеллектуальную функцию, а мышление становится речевым. Развитие речи ребенка тесно связано с формированием его психической сферы.
В последнее время все чаще встречаются дети достигшие 3-х лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас. Задержка речевого развития после 3 лет пагубно влияет на формирование всей психики в целом. Такие дети должны находится под пристальным наблюдением специалистов.
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР) – это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. При выраженных нарушениях всех сторон речевой системы у детей с сохранным слухом и интеллектом старше 4 лет используют термин – общее недоразвитие речи (ОНР)
Развитие речи ребёнка при задержке речевого развития (ЗРР) отличается от нормального только своими темпами. Такое состояние еще называют темповой задержкой речевого развития.
ЗРР - временное обратимое состояние. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки при этом значительно сдвинуты.
Причины задержки речевого развития у детей: невостребованность речи; генетически обусловленный замедленный темп развития нервных клеток, ответственных за речь; травмы и заболевания, инфекции мозга, перенесенные в период внутриутробного развития, во время родов и в течение первого года жизни; проблемы со слухом.
Задержка речевого развития требует определенных мер коррекционного, а в некоторых случаях и медикаментозного воздействия. В противном случае, это состояние может стать причиной отставания формирования психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психоневролога, логопеда. В результате обследования ребенка выясняется причина, по которой произошла задержка развития и назначается соответствующее лечение.
К вопросу дифференциальной диагностики ЗРР и ОНР ЗРР ОНР Отсутствие в анамнезе сведений о грубых нарушениях ЦНС. Восприятие речи сохранно, речевые ошибки свойственные детям более раннего возраста. Основные функции речи сохранны, дети способны самостоятельно овладевать языковыми обобщениями. Выраженная положительная динамика в процессе занятий. Благоприятный прогноз. В анамнезе резидуальная энцефалопатия. Нарушено восприятие сложных логико- грамматических конструкций, выраженный аграмматизм в высказываниях. Нарушена регулирующая функции речи, без специального обучения дети языковыми обобщениями не овладевают. Динамика менее выраженная. Прогноз неоднозначный.
Вывод: В связи с увеличением числа детей, страдающих отклонениями в развитии речи, необходимо уделять особое внимание профилактической и просветительской работе в ДОУ. Профилактическая работа учителя – логопеда в группах раннего возраста ДОУ является важнейшим направлением деятельности специалиста. От ее правильной организации зависит не только развитие речи – важнейшей психической функции, но и формирование личности маленького человека.
Основными направлениями профилактической работы являются: Своевременное выявление детей с отклонениями в речевом развитии; Организация комплексного сопровождения детей с проблемами в развитии речи; Координация деятельности педагогов и специалистов ДОУ в данном направлении, обучение их приемам работы с данной категорией детей; Просветительская работа с родителями, ознакомление их с возрастными нормами речевого развития.
Спасибо за внимание!