Развитие государственной политики в области энергоэффективности в Российской Федерации Свистунов Павел Валентинович Директор Департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго России 09/07/2012
Цель государственной политики в области повышения энергоэффективности – снижение энергоёмкости ВВП на 40% к 2020 году 2 Прогноз сокращения энергоёмкости ВВП Без поддержки государства к 2020 г. энергоёмкость ВВП сократится на 26,5% за счёт структурного сдвига – развития неэнергоёмких отраслей, внедрения нового оборудования, сокращения потребления из-за роста тарифов. Для достижения поставленной цели 40%, необходимо дополнительно за счет реализации представленной государственной программы сократить к 2020 г. энергоёмкость ВВП на 13,5% Составляющие сокращения энергоёмкости ВВП к 2020 г. Проценты Т.У.Т./1000 долл. США ВВП Россия: С учетом реализации госпрограммыРоссия: С учетом реализации госпрограммыРоссия: С учетом реализации госпрограммыРоссия: С учетом реализации госпрограммы И региональных программ Россия: Без учета реализации госпрограммыРоссия: Без учета реализации госпрограммыРоссия: Без учета реализации госпрограммыРоссия: Без учета реализации госпрограммы и региональных программ МИР Рост неэнерго- емких отраслей (структур- ный рост) Развитие энерго- ёмких производств (продукто- вые сдвиги) Целевой показатель сокращения энерго- ёмкости ВВП Внедрение нового и замена старого оборудо- вания Эффект от роста тарифов Государственная и региональные программы энергосбережения 14,3 5,7 1,7 4,8 13,5% 26,5%
Инновационная энергетика и энергоэффективность: Этапы развития в России 3 Июнь 2008: Указ Президента РФ 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" ставит целью уменьшение по сравнению с 2007 г. энергоемкости ВВП на 40 % к 2020 г. Январь 2009: Распоряжение Правительства РФ 1-р «Oб основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергоэффективности электроэнергетики на основе использования ВИЭ на период до 2020 года» предполагает увеличение доли использования ВИЭ в общем объёме производства и потребления энергии до 4,5% к 2020 г. Ноябрь 2009: Федеральный Закон No.261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» нацелен на установление правовой базы для продвижения энергоэффективности в Российской Федерации. Президент Медведев в своем обращении к Федеральному Собранию обозначил развитие энергоэффективности как одну из приоритетных направлений в модернизации российской экономики Декабрь 2010: Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 года», запущен механизм частно-государственного партнерства в области энергоэффективности и ВИЭ, определены формы государственной поддержки. Февраль 2012: проект Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики до 2020 года» (подпрограммы 1 «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» и подпрограммы 6 «Развитие использования ВИЭ»)
Система управления Государственной программой Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» 4 Правительство Российской Федерации Межведомственный координационный совет Минэкономра з-вития России Минпромторг России Минрегион России Минобрнауки России Минфин России Исполнители Субъекты РФ Предприятия Минэнерго России – ответственный исполнитель программы Информационное сопровождение, анализ заявок, подготовка конкурсной документации, формирование отчетов, расчет целевых показателей и др. Соисполнители программы РЭА* – оперативное управление программой
Реализация Государственной программы должна обеспечить не менее 13,5% снижения энергоемкости ВВП и экономию 952 млн. т.у.т. за 10 лет 5
Система государственной поддержки реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности на всех уровнях 6 Государственная программа в области энергосбережения и повышение энергетической эффективности Региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности проекты по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Комиссии при Президенте РФ инвестиционные проекты по энергосбережению и повышению энергетической эффективности типовые проекты по энергосбережению и повышению энергетической эффективности социальные и иные проекты по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности хоз. субъектов
Направления реализации Государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» 7 Софинансирование лучших региональных программ повышения энергоэффективности Предоставление организациям государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов в области повышения энергоэффективности Обучение лиц, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности Формирование бережливой модели поведения населения Методическое и нормативное обеспечение энергоэффективности (НИОКР) Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (создание и эксплуатация государственной информационной системы в области энергосбережения) 7
8 Объемы финансирования государственной программы с 2011 по 2020 годы Общий об Потребность в финансировании – 9,5 трлн. рублей
Ежегодные расходы федерального бюджета – 7 млрд. руб. (на период 2011–2013 годы) год2012 год2013 год Общие затраты по Программе:540,1611,0758,0 бюджеты субъектов РФ (6,6% от общих затрат)30,332,740,2 внебюджетные средства (92% от общих затрат)502,8571,3710,8 расходы федерального бюджета (1,4% от общих затрат), в т.ч.:7,0 Субсидии субъектам РФ на реализацию программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности 5,275,725,78 Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (создание и эксплуатация ГИС в области энергоэффективности) 0,680,250,19 Софинансирование образовательных мероприятий (подготовка ответственных за повышение энергоэффективности) 0,26 Формирование бережливой модели поведения населения0,500,53 Общепрограммные расходы (обеспечение реализации программы)0,440,290,32 НИР (методологическое и нормативное обеспечение)0,250,22 Предоставление государственных гарантий10,0
10 Реализация региональных программ субъектов РФ в 2011 году Наиболее распространенные мероприятия региональных программ субъектов Российской Федерации: -Организация проведения энергетических обследований -Модернизация и реконструкция котельного оборудования, систем теплоснабжения, отопления -Установка приборов учета -Обучение подготовка и переподготовка кадров в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности -Выполнение комплекса работ по повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах -Информационное сопровождение и пропаганда мероприятий по повышению энергетической эффективности -Повышение энергетической эффективности систем освещения зданий, строений, сооружений -Финансирование пилотных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
Оснащенность приборами учета потребления разных видов энергоресурсов в целом в разных видах зданий по РФ, % 11
Результаты 2011 года 12 Подготовлена нормативная база в области энергоэффективности и ВИЭ; Создана система мер государственной поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности ; Осуществляются мероприятия, необходимые для начала прединвестиционной фазы проектов (энергетические обследования, установка приборов учета, подготовлены формы договоров на энергосервисные услуги в бюджетном секторе); Проведены пилотные курсы обучения государственных и муниципальных служащих по теме энергоменеджмент.
Спасибо за внимание!