Международный опыт подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова, д.п.н., профессор, Директор Центра изучения проблем профессионального образования Руководитель Национального офиса программы Erasmus+ в России
Москва, Общие факторы развития Глобализация Убыстрение темпов технологического развития Кризисные явления в экономике и финансовой сфере Демографическое старение населения Формирование стратегии обучения в течение всей жизни
Москва, Стратегия обучения в течение всей жизни Расширение доступа к образованию для всех категорий граждан Формирование умений и компетенций, отвечающих потребностям рынка труда Возможность приобретения профессиональных квалификаций и компетенций: в системе формального образования в контексте неформального обучения (например, на рабочем месте, в процессе целенаправленного самообразования) в контексте спонтанного обучения (повседневные, жизненные ситуации)
Москва, Ключевое понятие – результаты обучения Результаты обучения – демонстрация того, что человек знает и умеет делать после завершения образования/обучения
Москва, Преподаватели Повышение спроса на квалифицированных работников образования на всех уровнях из-за массового выхода на пенсию усложнения процесса обучения крайней нехватки персонала в ряде областей
Москва, Преподаватели Что нужно? финансовые и нефинансовые стимулы для привлечения новых преподавателей и обновления умений действующих преподавателей, стандарты компетенций для преподавателей, реорганизация системы найма для привлечения высококлассных кандидатов
Москва, Новые умения и компетенции преподавателей Управленческие компетенции Профориентационные компетенции Компетенции в области анализа потребностей в обучении Кросскультурные компетенции
Москва, Новые умения и компетенции преподавателей Компетенции в области: проектирования модулей, обучающей среды и новых форм оценки установления и поддержания коммуникаций с рынком труда обучения для устойчивого развития (зеленые умения, зеленая культура и др.) организации самоуправляемого обучения студентовв
Москва, Новые умения и компетенции преподавателей Умение оценивать потенциал и психотип обучающегося Умение вести переговоры и разрешать конфликты Организовывать проектную деятельность и эффективно руководить ею
Москва, Новые подходы к обучению Ориентация на обучение, а не на преподавание Разнообразные методики и приемы студентов- центрированного обучения: интеграция теории и практики, проектное обучение, обучение в процессе деятельности, проблемное обучение и т.д. Обучение с учетом потребностей учащихся Изменение роли преподавателя отказ от процесса простой «трансляции» знаний расширение деятельности по развитию учебного заведения и сотрудничества с заинтересованными сторонами (социальными партнерами) Широкое использование новых образовательных технологий
Москва, Подходы к подготовке преподавателей в странах ЕС Исходные принципы: Педагогическое образование - начальное звено многоуровневого процесса обучения будущих преподавателей Широкое использование различных структур непрерывного образования и обучения Обучение в течение всей жизни
Москва, Для системы профобразования и обучения Развитие обучения на рабочем месте: Возникновение новых педагогических концепций интеграция теории и практики необходимость формирования гибких образовательных траекторий использование возможностей неформального и спонтанного обучения электронное обучение, открытые образовательные ресурсы
Москва, Подготовка преподавателей ПО в странах ЕС Образовательные программы подготовки преподавателей системы профессионального образования: ориентированы на проблемы, текущую деятельность и будущие задачи, стоящие перед современным учебным заведением отсутствует традиционное разделение на теорию и практику Университеты и колледжи устанавливают партнерские отношения с предприятиями, чтобы каждый будущий преподаватель имел возможность пройти практику в течение нескольких месяцев Стажировки на предприятиях - важная составляющая системы повышения квалификации преподавателей
Москва, Программы обучения - содержание Включение в программы обучения: методикам оценки, включая оценку компетенций и самооценку (как собственной деятельности, так и учебного заведения). формированию умений: работы в команде; решения проблем, организации и участия в проектной работе других личностных, социальных, методических и коммуникативных умений. Организация программ обучения и их содержания с учетом изменяющейся роли преподавателя, как организатора среды обучения и наставника студентовв. Разработка гибких образовательных траекторий для профессионально-педагогических кадров
Москва, Программы обучения - типы Программы ускоренного обучения, предусматривающие чередование теоретических занятий с практикой преподавания Программы ДПО для лиц, имеющих педагогическое образование, но не имеющих опыта работы
Москва, Примеры подготовки педкадров Франция Подготовка в рамках «чередующегося обучения»: обучение в рамках учебного заведения и на предприятии Преимущество такого обучения состоит в том, что будущие преподаватели приобретают новые умения и ноу-хау в области поставленных задач (например, подготовки инструкторов или координаторов обучения) непосредственно на предприятии.
Москва, Примеры подготовки педкадров Германия преподаватели теоретических и общеобразовательных дисциплин должны иметь диплом академического образования, независимо от того, работают ли они в дуальной системе или в учебных заведениях профессионального образования других типов
Москва, Спасибо за внимание! Центр изучения проблем профессионального образования Тел.: (495) ,