Заседание Комиссии РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ КОМИССИЯ ПО АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Москва, 2016 год Основные направления развития аудита и саморегулирования аудиторской деятельности в России Носова Ольга Александровна член Правления НП ААС, генеральный директор НП ААС, член Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
Количество аудиторских организаций и аудиторов в Российской Федерации Показатели На На На На Имеют право на осуществление аудиторской деятельности - всего, тыс. 6,25,75,55,3 в том числе: аудиторские организации 5,24,84,74,5 индивидуальные аудиторы 1,00,90,8 Аудиторы – всего, тыс. 26,824,123,022,2 из них: сдавшие экзамен на получение единого аттестата 1,13,2 3,4
Динамика численности аудиторов Члены СРО На На Потери аудиторские организации аудиторы по данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций
Итоги сдачи квалификационного экзамена в ЕАК по данным, приведенным в Докладе АНО «ЕАК» за 2015 год Показатели 2013 год 2014 год 2015 год Всего Количество человек сдававших экзамен Количество претендентов сдавших экзамен Процент сдавших экзамен 11%12%11%12%
Динамика доходов аудиторских организаций Показатели За 2010 г. За 2011 г. За 2012 г. За 2013 г. За 2014 г. Объем оказанных услуг – всего, млрд. руб. 49,150,851,051,753,6 Прирост по сравнению с прошлым годом, % -1,03,50,51,43,7 Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн руб. выручки клиентов, руб
Количество клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых проаудирована Год Россия-всего Москва Санкт- Петербург Другие регионы
Основания проведения аудита Основание проведения аудита Доля в общем количестве проведенных аудитов, % Выдано аудиторских заключений – всего 100,0 в том числе по результатам: обязательного аудита 83,385,3 из них отчетности: открытых акционерных обществ 21,320,4 организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах 1,11,2 кредитных и страховых организаций, пенсионных фондов 2,4 организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25% 4,33,8 организаций, финансовые показатели которых выше минимальных значений 47,850,5 инициативного аудита 16,714,7
Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций Показатели ГодСРОРФНВсего Количество проведенных проверок аудиторских организаций Количество проверок аудиторских организаций, проводивших аудит отчетности ОЗХС (из общего количества проведенных проверок) Количество проверок, по результатам которых приняты меры воздействия
Поручение Президента РФ Поручение Президента РФ Пр-2629 от 19 декабря 2015 года было дано Правительству РФ по результатам проверки Минфина России, проведенной Контрольным управлением Президента Российской Федерации. Утверждение Председателем Правительства РФ Медведевым Д.А. 30 декабря 2015 года Концепции совершенствования механизмов саморегулирования. Внесение поправок в базовый закон «О саморегулируемых» организациях» ФЗ-315, принятие которых намечено на весну текущего года.
Реализация Концепции 2016 г. - 1 й этап На законодательном уровне обеспечить принятие общегосударственной модели и осуществление эффективного контроля, в том числе: установление общих принципов саморегулирования (внесение изменений в ФЗ "О саморегулируемых организациях"); приведение в соответствие отраслевого законодательства РФ, установление особенностей регулирования деятельности СРО в отдельных отраслях гг. - 2 й этап Обеспечение эффективного функционирования трехуровневой модели гг. - 3 й этап Проведение в рамках установленных процедур оценки эффективности деятельности отдельных СРО.
Предложения СРО аудиторов Создание Рабочей группы при Рабочем органе САД из представителей СРО, МФ РФ, Федерального Казначейства, ЦБ РФ, Минэкономразвития, ТПП РФ, РСПП и иных общественных организаций. Разработка концепции Стратегии развития аудиторской деятельности в РФ (март). Утверждение Стратегии развития аудиторской деятельности в РФ (июнь). Подготовка проектов изменений законодательства об аудиторской деятельности (сентябрь). Приведение законодательства об аудиторской деятельности в соответствие с трехуровневой структурой института саморегулирования (сентябрь). Передача функций САД Национальному объединению СРО аудиторов. Передача функций контроля за СРО аудиторов органу, не наделенному полномочиями определения государственной политики в области аудиторской деятельности. Приведение в соответствие с положениями Стратегии развития аудиторской деятельности в части организации деятельности Единой аттестационной комиссии и контроля ее деятельности
Направления развития аудиторской деятельности в России Пересмотр критериев обязательного аудита и объективное определение перечня субъектов для обязательного аудита Уточнение перечня аудиторских услуг Введение адекватной ответственности за уклонение субъектов от обязательного аудита Введение ответственности за утверждение органами управления организаций годовой финансовой отчетности без проведения обязательного аудита в случае, если организация его проводить обязана Стандартизация аудиторской деятельности Введение эффективного контроля за ценообразованием в аудите Разработка предложения по совершенствованию конкурсных процедур отбора аудиторских организаций Санация аудиторского рынка, направленная на лишение права осуществлять аудиторскую деятельность тех организаций и аудиторов, которые оказывают псевдо аудиторские услуги
Направления развития аудиторской деятельности в России Повышение ответственности аудиторов за результаты аудиторских проверок по направлениям: усовершенствование порядка привлечения к ответственности аудиторов - руководителей аудиторской организации за результаты ВККР создание Реестра недобросовестных поставщиков аудиторских услуг Возложение на Федеральное казначейство осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов, освободив от этой функции уполномоченный федеральный орган – Минфин России Освобождение уполномоченного федерального органа по контролю и надзору от обязанности осуществления внешнего контроля качества аудиторских организаций Введение альтернативных вариантов обеспечения имущественной ответственности своих членов Подход к решению проблемы двойного членства в СРО (аудиторы и АО) Определение путей дальнейшего совершенствования системы аттестации аудиторов, обеспечения притока лиц в аудиторскую профессию, реформирование деятельности ЕАК
Критерий минимальной численности СРО Динамика количества СРО с обязательным членством Отрасль экономики Количество СРО 2010 год 2014 год Строительство Проектирование Энергетическое обследование Арбитражные управляющие 4363 Инженерные изыскания 2840 Оценочная деятельность 1015 Кредитная кооперация 010 Аудиторская деятельность 65
СРО аудиторов на пути выполнения критерия Численность аудиторских организаций (требование с – 2 000) СРО % выполнения критерия АПР % ИПАР % МоАП % РКА % ААС % Численность аудиторов (требование с – ) СРО % выполнения критерия АПР % ИПАР % МоАП % РКА % ААС %
Общие выводы Определение роли аудита как института и путей его развития Разработка и утверждение Стратегии развития аудиторской деятельности Внесение изменений в действующее законодательство, написание нового отраслевого ФЗ, не противоречащего базовому ФЗ, соответствующего утвержденной стратегии развития аудиторской деятельности и концепции совершенствования механизмов саморегулирования Уход от зарегулированности со стороны гос регулятора
СРО НП «Аудиторская Ассоциация Содружество» НОСОВА О.А. член Правления НП ААС, генеральный директор НП ААС, член Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности тел.: (495) Спасибо за внимание!