Цель урока: ввести учащихся в понимание отличия «кризиса» от «катастрофы» Задачи урока: - умение сравнивать, анализировать, выявлять, работать с текстами; -формирование эстетического отношения к природе; - умение работать в группе; - умение ставить и решать проблемные ситуации Форма урока: групповая.
- Вследствие чего возникла проблема «роковой черты» в природе? - Что означает «роковая черта» в природе? - К чему может привести сегодняшнее отношение к природе? Вопросы к изучению материала
Наша с вами сегодня проблема: выявить состояние природы – это кризис или катастрофа? Проблема урока
Дать самостоятельно определение понятиям «экологическая катастрофа» и «экологический кризис» Приведите свои примеры экологического кризиса и экологической катастрофы. Вывод записывается в тетрадь: В природе имеются явления, характеризующие как экологический кризис, так и экологическую катастрофу. Работа в группах по карточкам
Экологическая катастрофа – неблагоприятное изменение в природе, ведущее к гибели живых организмов Экологический кризис – изменение окружающей среды угрожающей человеку и биосфере. Определение понятий
Определите, что из перечисленного относится к причинам, а что к последствиям экологического кризиса: А) ухудшение среды обитания человека; Б) грубые механические приёмы земледелия; В) нерациональное использование ресурсов; Г) исчезновение многих видов животных и растений; Д) потребительское отношение к природе; Распределите по степени значимости следующие причины экологического кризиса: А) бизнес и индустрия (забота только о производстве); Б) равнодушие населения к экологическим проблемам; В) перенаселение; Г) плохие технологии; Д) расточительное отношение к ресурсам; Работа в группах
Некоторые учёные считают, что возможны три варианта развития общества в условиях нынешнего экологического кризиса. А) Военный: «ядерная зима» с полным уничтожением людей и большинства живых организмов на Земле; Б) Продолжение неуправляемого развития. После достижения точки максимума пойдёт реакция саморазрушения. Все показатели общественного развития – технические, демографические, культурные – пойдут резко вниз. В) Начнётся процесс постепенного торможения индустриального роста. Начнут сокращаться объёмы и масштабы материального производства во всём мире. Г) Предложите свой вариант Предлагается обсудить в группе мнения учёных и обосновать выбранный вариант:
Этапы работы Название команд Лесовик Эколог Задача 1 Задача 2 Выбранный и предложенный вариант Понятие: экологическая катастрофа, экологический кризис Примеры кризиса и катастрофы Вывод учащимися по теме урока Примеры выхода из кризиса Общая сумма баллов: Объявляются результаты работы и выставляются отметки по заполненной таблице: