Новый день - новые знания! Автор: Бастрикова Татьяна Валерьевна. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9» г. Минусинск. Урок русского языка
Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Готовы слушать, рассуждать и друг другу помогать.
Минутка чистописания. ть//ти//чь//
Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Готовы слушать, рассуждать и друг другу помогать.
Глагол 1. Часть речи. 2. Что делать? Что сделать? 3. Действие предмета. 4. Число и время, род. 5.Сказуемое.
Проверка Прозвенел – ед.ч., п.в., м.р. начать – ??? слушать –??? рассуждать –??? помогать - ???
Сможем ли мы определить время глаголов? Число глаголов? Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить время, число?
Неопределённая форма глагола.
Задачи: * Учиться определять глаголы в неопределённой форме. * Уточнить особенности неопределенной формы, как начальной. * Правильно ставить вопросы Что делать? Что сделать? * Уметь правильно писать и употреблять в речи глаголы неопределённой формы.
Построения проекта выхода из затруднения. Какова цель урока? (Узнать,что это за форма глагола,её отличительные черты). Что надо сделать? (Вывести правило). Как чаще всего мы выводим правило? (Обычно правила выводим на основе сравнения и наблюдения).
Сберечь звенеть Звала открывает Вопрос: значение: написание: Вопрос: значение: написание:
Выводы исследовательской работы. Неопределенная форма отвечает на вопросы: что делать?, что сделать? Это начальная форма глагола. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. (на то она и неопределённая) Н.ф глагола имеет – ТЬ,- ТИ : работать, нести ( суффикс) и нулевое :беречь В н.ф после буквы Ч пишется Ь: беречь, беречься
Работаем с учебником. Прочитайте правило на странице
Алгоритм. Как найти неопределенную форму. Как поставить в неопределенную форму.
Найдите в тексте глаголы в неопределенной форме. Спиши их. Надо же, во сне я на Северном полюсе! Как начал я зябнуть, мёрзнуть, дрожать, трястись и зубами стучать. Стал я на себя кофты натягивать и шубы надевать, голову заматывать, кутать, на руки дышать. И ещё прыгать и в ладоши хлопать, чтоб согреться. Принялся костёр разжигать и от ветра прятаться. Ужасно я начал злиться и сердиться на свой сон! И тут как раз проснулся.
Актуализация знаний Работа с учебником С. упр. 20
Образуйте глаголы неопределённой формы. Выделить суффиксы. Взмахнул,смотрел, любит, срезают, Дело, рисунок, блеск, крик.
Физкультурная минутка.
Записать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотой.
Проверь! Красива и богата Россия. Её надо беречь Нужно охранять леса, поля и луга. Защищать моря, реки и озёра от загрязнения. Озеленять улицы городов и сёл. И тогда наша Родина будет радовать нас своей красотой.
Кто справился с заданием? У кого возникли трудности?
Повторим! - Что узнали нового на уроке? -Что научились делать? -Какие отличительные черты неопределенной формы глагола знаем? -
Оцени свою работу на уроке. Если было интересно, легко на уроке,во всём разобрались. Если иногда были трудности, сомнения. Если не разобрались в теме, ещё нужна помощь.
Заполнение листа самооценки. Выполнение упр. со слайда: слов- 3 балла слов- 2 балла слов- 1 балл. Выполнение упр. 20 : 8 слов- 3 балла. 5,6 слов- 2 балла. 4 слова- 1 балл. Письмо : 5 слов-3 балла. 4 слова-2 балла. 3 слова- балл. Итого: максимум - 10 баллов. Ключ к оценке: 10-9 баллов - оценка "5"; 8-7 баллов - оценка "4"; 6-5 баллов - оценка "3".
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ с.-правило, упр.
Все услышали звонок! Наш закончился урок!
Спасибо за работу! Успехов в учёбе!