»Игра- как средство обучения грамоте « Воспитатели подготовительной группы: Егорова И.И. Сай А.Н..
Этапы реализации проекта Подготовительный- формирование цели и задач, составление плана реализации проектной деятельности, подбор материала для реализации проекта. Основной- форма организации насыщенной деятельности детей, расширение образовательного пространства с помощью предметно-развивающей среды, изготовление ДИДАКТИЧЕСКИХ игр по подготовке детей к обучению грамоте, ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНОГО И РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДАННОГО ПРОЕКТА, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ, ВСЕ НАРАБОТКИ,ФОТОСЕССИЮ, представление апробированного материала для обсуждения ; отчет о результативности на итоговом педсовете; обсуждение итогов совместно с учителем начальных классов.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Цель проекта Создать методическую систему работы по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовить их руку к письму Повышение мотивации детей к обучению грамоте путем использования наглядного дидактического материала
задачи Активный интерес ко всему происходящему; овладение элементами грамоты, которая будет являться «фундаментом» при обучении в школе; подготовить руку к письму; развить у ребенка фонематическое восприятие; выделять различные звуки. Как средство познания- научиться читать.
Работу по теме «Игра- как средство обучения грамоте» начали с детьми по следующей системе: Развитие мелкой моторики пальчиков (прописи, продолжение графического ряда, штрих в одну сторону, печатанье букв, изо деятельность, конструирование, моделирование.
« Игра- путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А. Горький
Игра со звуками Гласный- согласный, глухой- звонкий, мягкий- твердый дидактический материал: корзины синего и зеленого цветов; таблицы для чтения; слоги со всеми буквами алфавита; карточки для определения позиции звуков в словах; перфокарты на определение позиции звука в слове ;
« Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» А.С.Макаренко
«Игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности» Д.Б.Эльконин
Игра со звуками ВЫДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВЕ,В СЛОГЕ ; ПОДБОР СЛОВ НА ЗАДАННЫЙ ЗВУК, слог; игра со словами на определение позиции звука в слове Дидактический материал: ИГРА «ГДЕ ЗВУК» (« ДОМИКИ» И НАБОР КАРТИНОК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЗИЦИИ ЗВУКОВ В СЛОВАХ); ИГРА «НАЙДИ КАРТИНКУ» (РЕБЕНОК ИЩЕТ КАРТИНКУ С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ); ИГРА » ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК» (КАРТОЧКИ СО СЛОВАМИ, ГДЕ ИЗУЧАЕМЫЙ ЗВУК СТОИТ В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ:НАЧАЛО,СЕРЕДИНА,КОНЕЦ СЛОВА) ; ИГРА «ПОЕЗД» (СОБРАТЬ ВАГОНЧИКИ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЗВУК); предметные картинки; Предметные картинки, начинающие с мягкого или твердого звука; Ребусы, пазлы, лото.
« Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский
Работа над предложением Составление предложения по заданной теме; составление схемы предложения; составление предложений по схеме. Составление описательного рассказа, работа над пересказом. Дидактический материал: Схемы для составления предложений, набор картинок «Что сначала, что потом», набор сюжетных картинок.
«Игры детей- вовсе не игра, а правильнее смотреть на них, как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста» Мишель де Монтень
Деление слов на слоги Составление схемы слова, деление слов на один- два- три слога Дидактический материал: Игра «Собери картинку»( собираем картинку и читаем слово, опред слог); игра « Собери цветок»( собираем две одинаковые половинки цветка и читаем); звуковые пеналы;
«Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело….Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь- это игра» А.С Макаренко 2 А.С. Макаренко
вывод Наработанная система игр по обучению грамоте помогает эффективно решать задачи, строить педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника- игре Эта работа является частью решения задач по преемственности между дошкольным учреждением и школой