Формы и особенности работы с одарёнными детьми по географии. Корнилов Виктор Викторович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с одарёнными детьми. Автор- составитель: Захарова Н.П., учитель биологии МБОУ «Загорская СОШ», Новокузнецкий район.
Advertisements

Одаренность, талант, гениальность ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ.
Работа с одарёнными детьми. Подготовила Дэр Валентина Павловна, Учитель МОУ «СОШ им. Г.И. Успенского», д. Сябреницы.
Система работы с одаренными детьми – основа для индивидуализации в образовании. Подготовила: педагог-психолог Бутахина Е.А.
Одарённые дети Где взять и куда потом их девать? Выполнила Учитель физики Корнеева Е.В.
ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов : интеллектуальная.
Психологическое сопровождение одаренных детей. 2 ОДАРЕННОСТЬ 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Психолого-педагогический мониторинг для выявления одаренных детей в начальной школе.
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
Система работы с одаренными детьми МКОУ Прихолмская СОШ 4 Гаврилова Ирина Викторовна Одаренность – явление. Одаренные дети – проблема?
1 Принципы построения индивидуальных программ обучения и развития одаренных учащихся Перепетченко Н.И., практический психолог СФМШ 17.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Одаренный ребенок в школе Тема 2.4 Работа с альтернативными детьми.
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или.
Спектр проблем одаренного ребенка. «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом » Лета Холлингзуорт.
Одаренность и способности Федорук М.Г.,учитель начальных классов (гимназия 4)
1 Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В.
Социально- психологическая работа с одаренными детьми Педагог-психолог Слезкин Р.Ю.
ЯКУНИНА О. А УЧИТЕЛЬ МОБУ СОШ 1 С. ИВАНОВКА 29 МАРТА 2012 Г.
Транксрипт:

Формы и особенности работы с одарёнными детьми по географии. Корнилов Виктор Викторович

Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

1) Дети, интеллектуальный уровень которых на порядки превосходит уровень других детей в его возрастной категории. 2) Одаренные - дети, которые самостоятельно проявляют знания в одной или нескольких областях или проявляют способности, не свойственные возрасту. 3) Для одаренных детей характерно опережающее развитие, т. е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров. Какого ребенка можно назвать одаренным?

ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ - интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном. Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно. При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.

ОДАРЕННОСТЬ РАННЯЯ - одаренность специальная или общая, обнаруживаемая у детей. Время проявления одаренностей в разных сферах различно. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.

1. Ребенок начал рано говорить и ходить. 2. Значительно раньше сверстников начал проявлять интерес к цифрам, буквам, рисованию, музыке, пению, различным наукам и т.д. 3. Хорошее развитие речи, богатый лексикон. 4. Отличная память, легко запоминает стихи и сказки. 5. Пытается найти нестандартные способы решения проблемы. 6. Любознательность.. 7. Любит читать, книга вместо телевизора и компьютера. 8. Удовольствие от интеллектуальной деятельности (пазлы, головоломки). 9. Предпочитает общение со взрослыми. 10. Повышенная эмоциональность, которую путают с капризностью. 11. Повышенное чувство справедливости. Они всегда соблюдают установленные правила и нормы. 12. Часто отставание в социальном развитии. 13. Богатое воображение Стремление во всем докопаться до истины толкает их на настоящие подвиги. В поиске правильного решения они будут докапываться до взрослых, перечитывать массу литературы, ставить опыты и т. д. 15. Большинству одаренных детей требуется гораздо меньше времени для сна, чем сверстникам. Показатели одаренности ребенка (более 30)

Одаренный ребенок развивается неравномерно. Например, вычислять сложные геометрические формулы и неумение завязывать шнурки. У многих детей с неординарными способностями наблюдается заикание. В связи с чрезмерной эмоциональностью одаренные дети могут сильно жестикулировать и делать много лишних движений, после смеха могут через минуту разрыдаться. Проблемы в общении с окружающими людьми. Отрицательные показатели одаренности

Наличие одаренности выявляется у 15-20% детей, а наличие высоко одаренности всего у 2%. Одаренность, талант и гениальность не являются нормой развития ребенка (патологию нормы). одаренные и высокоодаренные детей

Методы работы по географии: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный;

Формы работы по географии: 1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; 2. консультирование по возникшей проблеме; 3. научные кружки, общества 4. дискуссия; 5. географический брейн-ринг; 6. игры.

Очень важны: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике; игра «Научно - исследовательская лаборатория»; ролевые игры; индивидуальные творческие задания;

Модели работы по географии 1. Медианая модель. 2. Предметно-специализированная модель. 3. Мотивационная модель.

Медианная модель «+» - всегда есть результат; - достаточно высокий уровень подготовки; - высокий уровень мотивации; - достаточно проста в использовании.

Медианая модель «-» - результат крайне не устойчив; - низкая предметная мотивация.

Предметно- специализированная модель «+» - высокий предметный уровень знаний; - сильная предметная мотивация; - потенциальная успешность.

Предметно- специализированная модель «-» - узкая специализация знаний в предмете; - неуспешность выступления в олимпиадах выше муниципального уровня; - низкий уровень организации.

Мотивационная модель «+» - позволяет найти, воспитать, вырастить предметного олимпиадника; - высокий уровень мотивации и успешности; - высокий уровень предметных знаний.

Мотивационная модель «-» - большие трудозатраты со стороны учителя; - нет уверенности в 100% успехе; - неудачи «ломают» таких учеников.

Проблемы одаренных детей. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Учителю-предметнику в работе необходимо: 1. Составить план занятий с ребенком, учитывая склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка. 2. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени. 3. Ребенку предоставить: o название темы. o план изучения темы o основные вопросы o понятия и термины, которые он должен усвоить o практические работы o список необходимой литературы o формы контроля o задания для самопроверки

Для анализа результатов работы оформить таблицу: предмет дата и время консультаций главные рассматриваемые вопросы время работы с темой по программе фактическое затраченное время дополнительные вопросы, не предусмотренные программой невыясненные вопросы причины отклонений от сроков.

Этапы работы с одарёнными детьми по сопровождению Выявление детей, интересующихся предметом, путём наблюдений. Привлечение этих учащихся к выполнению творческих заданий на уроке. Вовлечение во внеурочную деятельность географического характера. Работа над проектами. Участие детей в предметных олимпиадах. Ориентация на профессии геопрофиля. Подготовка к экзаменам по предмету.

Результат работы с одарёнными детьми за последние 3-5 лет. 1. Рост сдачи ОГЭ и ЕГЭ и повышение его балла; 2. Рост числа участников олимпиад; 3. Рост числа участников НИР учащихся, выступление на конференциях и т.д.; 4. Развитие клубов и других внеучебных форм.

Планирование дальнейшей работы. Изучить особенности работы с одарёнными детьми. Перейти в работе от интуиций к системе. Провести диагностику для выявления способностей у детей. Составить программу развития одарённых детей и поэтапного отслеживания результатов их достижений.

Литература. 1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога с Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика с Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО,ЧГИИК, – 40 с. 6. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М., Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., с. 10. Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – с Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии с Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии с.97.