А.Н.Мальцев. Местное самоуправление Местное самоуправление (в соответствии с ФЗ-131) - это.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура Органов местного самоуправления
Advertisements

Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
Роль депутата представительного органа муниципального образования в осуществлении населением местного самоуправления Уточкин И.А., председатель Земского.
О РГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ПЛАН Органы и должностные лица местного самоуправления Модели местного самоуправления Муниципальная служба.
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
Участие населения в местном.самоуправлении.. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – форма народовластия. 21 апреля – день местного самоуправления 21 апреля 1785 года Екатериной II был издан законодательный акт.
Изменения законодательства по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав.
1 ТЕМА 4 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Конституционное и муниципальное право» Студент – Карасева Д.С. Проверил – Бормотов И.В. 900igr.net.
Система муниципальных правовых актов. Устав муниципального образования.
Учебная дисциплина «Конституционное и муниципальное право» Лектор к.ю.н., доцент Будаев Андрей Михайлович.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Учебная дисциплина «Конституционное и муниципальное право» Лектор к.ю.н., доцент Будаев Андрей Михайлович.
Основы законодательной власти в Российской Федерации.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Бабичев Игорь Викторович руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления доктор юридических наук.
Л.В. Прибыткова, Л.В. Прибыткова, канд. соц. наук, доцент кафедры государственной службы и кадровой политики ИГСУП 2012 г.
Транксрипт:

А.Н.Мальцев

Местное самоуправление Местное самоуправление (в соответствии с ФЗ-131) - это

Муниципальное управление Муниципальное управление - это деятельность органов МСУ по использованию ресурсов муниципального образования для решения вопросов местного значения.

Характер и механизмы муниципального управления определяются, прежде всего, особенностями МСУ как формы народовластия. Она составляет политико-правовую основу для муниципального управления, т.е. для деятельности органов МСУ по решению вопросов местного значения.

Форма народовластия (публично- правовой институт) Конституция РФ, ФЗ-131, законы субъектов РФ, уставы МО Муниципальное управление ФЗ-131, отраслевое законодат-во и МПАМСУ МСУ, как публично-правовой институт, – это система муниципальных образований (двух уровней, трех типов и пяти видов), органов МСУ и их должностных лиц, наделенных законодательством и уставами МО-й определенным статусом: гарантиями, полномочиями, правами и обязанностями по решению ВМЗ, а также по взаимодействию с иными органами власти, населением, предприятиями и организациями. Муниципальное управление – это деятельность органов МСУ, а также населения непосредственно, по реализации их полномочий по решению ВМЗ.

Местное самоуправление Местное самоуправление (в соответствии с Европейской партией местного самоуправления) - это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона в соответствии со своей компетенцией и в интересах населения

Единственный источник власти - народ непосредственно через органы гос. власти через органы МСУ осуществление власти Ст.3 Конституции РФ «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления»

Организационно-политическая самостоятельность МСУ Ст.12 Конституции РФ «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» отмена НПА только ОМСУ или судом самостоятельное формирование органов МСУ самостоятельные определение структуры ОМСУ назначения или утверждения в должности подчиненности и подотчетности по ВМЗ органов и должностных лиц МСУ дачи руководящих указаний, предписаний запреты гос. органам и лицам права органам и должностным лицам МСУ

Ст.12 Конституции РФ: «Органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своих полномочий» РФРФ Субъекты РФ Муниципальные образования Вопросы федерального государственного значения (предметы ведения РФ) Вопросы совместного ведения Вопросы регионального государственного значения (предметы ведения субъектов РФ) «Публичные дела» (вопросы общественного значения) «Публичные дела» (вопросы общественного значения) Вопросы местного значения (предметы ведения МО-й, сферы их деятельности)

местного государственного управления Переход от местного государственного управления к системе местного самоуправления (в европейском понимании) СССРСССР РФРФ МГУ МСУ

Необходимость формирования национальной модели МСУ в РФ Необходимость формирования национальной модели МСУ в РФ определяется спецификой российских условий: природно-географических и климатических, демографических, национально-культурных, политических традиций, особенностей национального характера, современного политического устройства российского государства.

Подзаконностью, неуверенностью; Наличием выборных органов МСУ в поселениях и на иных территориях, их главенствующей ролью (полит. самостоятельностью); Непосредственной зависимостью от населения МО; Организационной независимостью от ОГВ; Наличием собственной компетенции МО (функциональная самостоятельность); Муниципальной собственностью; (финансово- экономическая самостоятельность) Местным бюджетом. характеризуется:

1. Федеральный – (статьи ФЗ – 131). 2. Региональный – Законы субъектов РФ об образовании, преобразовании и ликвидации муниципальных образований с установлением их границ в форме картографического изображения и описания, отвечающих требованиям ФЗ – Муниципальный – схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, правила землепользования и застройки, планировка территорий, местные нормативы градостроительного проектирования, разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.

ФЗ 154 от ФЗ 131 от Городской населенный пункт Городское поселение Сельский населенный пункт Сельское поселение Несколько населенных пунктов с общей территорией (сельский район, волость, сельсовет и т.п.) Муниципальный район Городской округ Часть населенного пункта (города)Внутригородская территория города федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга)

Законы Нижегородской области в сфере территориального регулирования МСУ: «Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области» от г. 140-З ; «О наделении муниципальных образований – районов Нижегородской области статусом муниципального района» от г. 59-З ; «О наделении муниципальных образований - городов, рабочих поселков и сельсоветов Нижегородской области статусом городского, сельского поселения» от г. 60-З; «Об образовании муниципальных образований в Нижегородской области» от г. 110-З.

Органы местного самоуправления – это: а) избираемые непосредственно населением и (или) б) образуемые представительным органом муниципального образования, органы власти и управления, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельных передаваемых им (законами) государственных полномочий

Показатели Задачи, цели Отношение к органам власти иных территорий Собственная компетенция Собственные средства Окончательность решений «Советы» в СССР Реализация решений вышестоящих органов Соподчиненность(выполнение указаний вышестоящих органов) Отсутствие Отсутствуют, сметный принцип Отсутствует, могут быть отменены вышестоящим уровнем Органы МСУ Решение вопросов жизнеобеспечения населения Самостоятельность Выделена Выделены, бюджет, самостоятельны Решения обще обязательны, их отмена воз-можна принявшим их органом либо судом

Основные виды органов МСУ «Структура» органов МСУ – это конкретный для каждого МО-я перечень органов МСУ, закрепленный в его уставе Структуру органов МСУ составляют: представительный орган МО-я, глава МО-я, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган МО-я), Контрольно-счетный орган МО-я, иные органы, предусмотренные уставом МО-я и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Контрольно-счетный орган Иные органы Представительный орган Глава муниципального образования Местная администрация Обязательные По уставу

Структура органов МСУ Структура органов МСУ может определяться: при создании нового МО и наличии инициативы граждан – населением на местном референдуме (в МО с численностью населения менее 100 человек – на сходе граждан), или представительным органом представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе МО. Назначение и обеспечение проведения местного референдума (схода граждан) по вопросу определения структуры органов МСУ вновь образованного муниципального образования осуществляются органами государственной власти субъекта РФ при наличии инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Изменение структуры органов МСУ осуществляется путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов МСУ вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Система органов МСУ - это совокупность всех органов МСУ в каждом конкретном МО, которые находятся в упорядоченных отношениях и взаимодей-ствиях в соответствии с их полномочиями, определенными уставом МО. При формально одинаковой структуре органов МСУ их системы могут существенно различаться в разных МО даже одного и того же типа.

Основы правового статуса органов МСУ Элементы правового статуса органов МСУ: а) место в иерархии публичных органов власти и управления; б) собственная компетенция (предметы ведения, права и обязанности); в) условия возникновения и прекращения полномочий органов МСУ; г) государственные гарантии и ограничения деятельности органов МСУ; д) ответственность (перед государством, населением, юридическими лицами).

Основные полномочия органов МСУ – это права, являющиеся и обязанностями органов МСУ по решению вопросов местного значения Основные полномочия по решению ВМЗ, которыми обладают органы МСУ : 1) принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; 2) установление официальных символов МО; 3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4 ) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; 5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; 6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации; 8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами; 8.1) организация подготовки переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих муниципальные должности, депутатов представительных органов МСУ, руководителей муниципальных учреждений и предприятий; 9) иные полномочия в соответствии с ФЗ-131, уставами МО.

Представительный орган муниципального района может: избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района; формироваться из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - при численности населения менее 1000 человек; 10 человек - при численности населения от 1000 до человек; 15 человек - при численности населения от до человек; 20 человек - при численности населения от до человек; 25 человек - при численности населения от до человек; 35 человек - при численности населения свыше человек. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. Полномочия, осуществляемые исключительно представительным органом МСУ: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов МСУ; контроль за исполнением органами МСУ и должностными лицами МСУ полномочий по решению вопросов местного значения.

Досрочное прекращение полномочий Представитель- ного органа В случае принятия решения о самороспуск е По решению суда о неправомочн ости состава В случае Преобразова- ния МО В силу закона субъекта РФ о его роспуске

Глава муниципального образования Одним из важнейших элементов структуры органов МСУ является глава МО, статус которого определяется Уставом МО. Статус главы муниципального образования: является высшим должностным лицом и единоличным органом МСУ муниципального образования (высший муниципальный политик по аналогии с главой субъекта РФ Президентом РФ). наделяется уставом МО собственными полномочиями по решению ВМЗ. Председатель представительного органа, глава администрации, руководитель контрольно-счетного органа МО по своему статусу ниже, чем глава МО.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом МО-я: избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию; в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя; не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации; в случае формирования представительного органа муниципального района исполняет полномочия его председателя. Глава МО подотчетен и подконтролен населению и представительному органу МО.

В сельских поселениях глава МО независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации.

Основные полномочия главы МО по ФЗ-131: представляет муниципальное образование в отношени-ях с органами местного самоуправления других муници-пальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности дейст-вует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В случае отклонения НПА главой местной администрации данный акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

Местная администрация и ее глава Администрация МО - это исполнительно- распорядительный орган, действующий на принципах единоначалия и централизованной иерархии под руководством главы местной администрации. Местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования. При этом главой местной администрации может являться: глава МО; лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Глава местной администрации не вправе зани-маться предпринимательской, а также иной оплачи-ваемой деятельностью, за исключением педагогичес-кой, научной и другой творческой деятельности. Нормативные правовые акты представительного органа МО, предусматривающие установление, изме- нение и отмену местных налогов и сборов, осущест- вление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа МО только: по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения. Условия контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) утверждаются представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта РФ - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. В ряде случаев могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса предусматривает опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Контрольно-счетный орган МО может формироваться: на муниципальных выборах, представительным органом муниципального образования. КСО МО (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Органы МСУ, наделенные контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов МСУ и должностных лиц МСУ уставу МО и принятым в соответствии с ним НПА представительного органа муниципального образования.

Избирательная комиссия МО - это особый муниципальный орган, который не является органом МСУ и не входит в структуру органов МСУ. Она организует подготовку и проведение: муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ, голосования по вопросам изменения границ МО, его преобразования.