Социально-значимая деятельность, как путь экологического воспитания в начальной школе. Подготовила: учитель начальных классов МОУ СОШ 39 Кострюкова Елена Борисовна
Социально значимая деятельность детей - это благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; благоустройство города, двора, школы; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми и многое другое.
Любой современный человек является неотъемлемой частью общества. Так или иначе, он участвует в общественной жизни и вносит в неё посильный вклад. А будет этот вклад большим или маленьким каждый решает сам.
В последнее время много говорят об экологической обстановке. И каждый неравнодушный человек задаётся вопросом: «Как сохранить окружающую среду ?». А начинать нужно - с себя. И, конечно же, воспитывать бережное отношение к окружающей среде лучше в детском возрасте, чтобы ребёнок действовал самостоятельно, так, как он привык это делать с ранних лет.
2. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях. 3. Экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе). 4. Экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях. Систему экологического образования составляют звенья: 1. Экологическое воспитание в семье.
массовым формам массовые формы работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы массовые природоохранные компании и праздники конференции экологические фестивали ролевые игры работы на пришкольном участке
групповым групповые клубные секционные занятия юных друзей природы факультативы по охране природы и основам экологии кино лектории экскурсии туристические походы
Индивидуальная форма подготовка докладов, бесед наблюдения за животными и растениями изготовление поделок, рисование, лепка. Сообщения, рисунки, плакаты на экологическую тему помогают детям более точно выразить своё отношение к происходящему.
В воспитании бережного отношения к живому в практике часто используются игры, которые затрагивают эмоции детей, вызывают радостные переживания. Грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор детей, вовлечь в природоохранную работу большое количество детей, помогает воспитывать чувство ответственности за состояние родной природы.
С первого класса ребята : - Приучаются содержать свой второй дом-школу в чистоте. Этому способствуют сезонное мероприятие «Чистый дворик». - Размещают кормушки на пришкольном участке ( сезонное мероприятие). - Изучают природу родного края ( посещают Ботанический сад, станцию Юннатов ) -Принимают участие в викторинах «Растения и животные родного края», конкурсах «Мой любимый питомец» - Экскурсии : посещение фермы в Ивановке ( наблюдение за животными, тесное общение с ними )
С первого класса ребята : Приучаются содержать свой второй дом-школу в чистоте. Этому способствуют сезонное мероприятие «Чистый дворик».
Размещают кормушки на пришкольном участке ( сезонное мероприятие).
Изучают природу родного края ( посещают Ботанический сад, станцию Юннатов )
Экскурсии: посещение фермы в Ивановке ( наблюдение за животными, тесное общение с ними )
Дети регулярно принимают участие в социально значимых мероприятиях : - Акция « Красивый школьный двор» ( Проект « Школьная клумба» ) -Акция «Нашим рекам и озёрам – чистые берега» - (17 июля 2015 года ).Принимали участие родители с детьми. Оказали помощь в уборке мусора с берегов р. Лазурь в районе Парка Победы. После этого в сентябре в классе провели выставку рисунков на тему « Лазурь – До и После». - В августе состоялась акция в помощь бездомным животным ( пелёнки, простыни, корма, одежда ) по сбору вещей. Дети тоже с удовольствием приняли в ней участие.
Социально значимая деятельность разнообразна. Невозможно описать всё. Именно прикосновение к конкретному делу по улучшению экологической обстановки в том месте, где ты живёшь, даёт возможность почувствовать себя хозяином, что способствует формированию ответственности за сохранение природы родного края.
Очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность – заботиться о ней.
Благоустройство города, двора, школы; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми и многое другое способствует личностному и профессиональному самоопределению ребёнка, приобщает его в будущем к ценностям волонтерского движения в социальной сфере.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Именно в это время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции и социальную активность.