Математические способности детей дошкольного возраста © КДО ГАУ ДПО ЯО ИРО © Жихарева Ю.Н., © Коточигова Е.В., © Надежина М.А.
Что будем сегодня вместе с вами делать? Понимать, что такое «математические способности» (Крутецкий В.А.) Отвечать на вопрос: «Применим ли подход В.А. Крутецкого к дошкольному образованию?» Исследовать возможности игровых пособий для развития математических способностей
Что такое способности? Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности (Б.М. Теплов) Математические способности. «Под способностями к изучению математики мы понимаем индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие на прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики» (В.А. Крутецкий)
Применимо ли понятие «математические способности» к дошкольному образованию? Аргументы «против»: учебной математической деятельности нет математики как учебного предмета нет ??? Аргументы «за»: Обучение математике должно строиться с учетом закономерностей развития познавательной деятельности, личности ребенка Психологические особенности и закономерности восприятия ребенком множества предметов, чисел, пространства, времени служат основой при разработке методики формирования и развития математических представлений ???
? Обучение математике Развитие математикой
Математические способности (В.А. Крутецкий) п\п Этапы решения задач Перечень способностей Характеристика способности Действия, стоящие за данной способностью 1 Этап получения математической информациии 1. Способности, необходимые для получения математической информациии Способность к формализованному восприятию математического материала, схватывания формальной структуры задачи 1. выделять различные элементы в математическом материале задачи 2. давать элементам математического материала задачи различную оценку 3. систематизировать элементы математического материала задачи 4. объединять элементы математического материала задачи в комплексы 5. отыскивать отношения и функциональные зависимости элементов математического материала задачи
2 Этап переработки математической информациии математической информациии 2. Способности, необходимые для переработки математической информациии 2.1 Способность к логическому рассуждению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики 1. логически рассуждают (доказывать, обосновывать); 2. оперируют специальными математическими знаками, условными символическими обозначениями количественных величин и отношений и пространственных свойств; 3. переводят на язык символов. 2.2 Способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов 1. видят сходную ситуацию в сфере числовой и знаковой символики (где применить); 2. владеют обобщенным типом решения, обобщенной схемой доказательства, рассуждения (что применить). 2.3 Способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий 1. свертывание умозаключений
2.4. Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности 1. переключаются на новый способ действия, т.е. с одной умственной операции на другую 2.5. Стремления к ясности, простоте решения, экономности и рациональности решения 1. находят наиболее рациональное решение задачи 2.6 Способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса 1. перестраивать мыслительный процесс с прямого на обратный ход мыслей
3 Этап хранения математической информации и 3. Способности, необходимые для хранения математической информациии 3.1Математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним) 1. запоминают типовые признаки задач и обобщенные способы их решения, схемы рассуждений, основные линии доказательств, логические схемы; 2. сохраняют в памяти типовые признаки задач и обобщенные способы их решения, схемы рассуждений, основные линии доказательств, логические схемы.
Не входят в структуру математических способностей Быстрота мыслительных процессов как временная характеристика. Вычислительные способности (способности к быстрым и точным вычислениям, часто в уме). Память на цифры, числа, формулы. Способность к пространственным представлениям. Способность наглядно представить абстрактные математические отношения и зависимости
Как мы можем развивать математические способности? Какие выбрать игровые пособия? В каких видах деятельности? ?
Приходите в лабораторию «умная игрушка»… Контакты: Адрес: , г. Ярославль, ул. Богдановича, 16 каб. 307, 313 Тел.:(8-4852)