Социальная психология
Социальная психология раздел психологии, изучающий закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их принадлежностью к определенным общественным группам, изучающая также психологические характеристики этих групп.психологии Понятие социальной психологии
Предмет и объект социальной психологии Объект: взаимодействие и общение человека Предмет: психические механизмы, обеспечивающие поведение и деятельность
Задачи социальной психологии Тщательная отработка проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Рассмотрение особенностей поведения человека в больших и малых группах Изучение этапов социализации личности Изучение проблемы лидерства и руководства Разработка методов коррекции поведения человека в обществе
Проблемы исследования личности в социальной психологии 1. проблема детерминант и качества социального поведения 2. проблема влияния группы на личность
Малая социальная группа Немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциальных отношений
Признаки малой группы 1 Наличие конкретного взаимодействия 2 Относительная длительность 3 Определенность социальных ролей 4 Наличие эмоциональных связей 5 Чувство принадлежности к данной группе 6 Наличие общих потребностей, мотивов
Большая социальная группа Количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально- регулятивные механизмы
Признаки большой группы Наличие слабых постоянных контактов Наличие особого образа жизни группы Наличие специфического языка (жаргона) Наличие специфических регуляторов социального поведения Наличие регулятора, обуславливающего наличие специфической общественной практики
Общение сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Структура общения: Коммуникативная сторона Интерактивная сторона Перцептивная сторона
Виды общения Контакт масок. Примитивное общение. Формально – ролевое общение. Деловое общение. Духовное. Межличностное общение. Манипулятивное общение. Светское общение.
Социальная психология. Личность и общение. Психология малых групп.
Социальная группа. Понятие. Виды. Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков. Существуют два вида групп: большие и малые
Малая группа это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности. Характерными чертами малой группы являются: малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек); пространственная близость членов группы; устойчивость и длительность существования: высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения; интенсивность межличностных отношений; развитое чувство принадлежности к группе; неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.
Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальные группы не имеют официально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутри групповая иерархия.
Существует ряд формальных признаков структуры группы, которые были выявлены при изучении малых групп. Так, исследователи называют три основные структуры: 1) предпочтений (социометрическая); 2) коммуникаций (коммуникативная); 3) власти.
Социометрическая структура. Структура предпочтений, или социометрическая структура, - это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Иначе говоря, это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы. Свое название структура получила в соответствии с основным методом ее диагностирования - социометрической и ауто социометрической методиками.
Статусная иерархия малых групп: социометрические "звезды" - наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии; высокостатусные, средне статусные и низко статусные, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений; изолированные - члены группы, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные; пренебрегаемые - члены группы, имеющие большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений; отверженные (или "изгои") - члены группы, не имеющие по результатам социометрии положительных выборов, а только отрицательные.
Коммуникативная структура - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации.
Централизованная структура фронтальная - участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга. Этот факт во многом помогает им, так как позволяет увидеть реакции и поведение других участников взаимодействия; радиальная - вся информация передается членам только через центральное лицо. Отсутствие единства места и времени передачи информации затрудняет обратную связь с партнерами, которых нельзя увидеть и услышать, зато дает возможность относительно независимо формировать собственную позицию; иерархическая - структура с двумя и более уровнями соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть - нет. Возможности общения при этом ограничены, и коммуникации могут осуществляться в основном между членами группы, занимающими соседние уровни иерархии. Как следует из схемы, у индивида, занимающего верхнюю ступень в иерархии соподчинения, есть непосредственный помощник, которому, в свою очередь, подчинены три остальных участника.
Децентрализованная структура цепочка - информация передается последовательно от одного члена группы к другому; o круговая - в ней одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. В такой структуре участники могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их; o полная - отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации.
Структура власти - это система взаиморасположении членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. 1) основанная на принуждении; 2) основанная на вознаграждении; 3) экспертная (основана на специальных знаниях, которых не имеют другие); 4) эталонная, или власть примера (подчиненные стараются походить на своего привлекательного и уважаемого руководителя); 5) законная, или традиционная (один человек подчиняется другому на основе того, что они стоят на различных ступенях иерархии). Наиболее эффективен вариант, когда у руководителя имеются все указанные виды власти.
Стили управления - это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата.
Функции управления Стили управления Автори- тарный Демокра- тический Делеги- рующий Принятие решения ЕдиноличноеКоллегиальное Поручает принять решение команде Доведение решений до подчиненных Приказ, команда Совместное определение исполнителей Команда сама определяет кандидатур Подбор и увольнение кадров ЕдиноличноСоветуется с командой Поручает поиск кандидатур Использование стимулов и мотивации Страх наказания. Использование материальных стимулов Поддержка, поощрение. Совместное определение форм поощрения Передает команде определение форм поощрения Осуществление контроля Жесткий контроль сверху Функции контроля распределяются совместно Контроль передается команде Отношение к повышению квалификации Определяет единолично, кому, где и когда повышать квалификацию Совместно определяет кому, где и когда повышать квалификацию Команда определяет кому, где и когда повышать квалификацию Манера общения Держит дистанцию, необщителен Дозировано товарищеская, открыт и доступен Отношение полного доверия