Жозефина Ильинична Шиф Куликовский Артем П-13
Родилась 8 января 1904 года в Варшаве Умерла 15 ноября 1978 года в Москве
Начала свою трудовую деятельность учителем начальных классов массовой школы. Под руководством Л. С. Выготского защитила кандидатскую диссертацию и издала книгу «Развитие научных понятий у школьника» (1935). Став одним из ведущих сотрудников НИИ дефектологии, занималась общими вопросами специальной психологии, проблемами обучения и развития аномальных детей, особенностями формирования речи и мышления у глухих и умственно отсталых школьников.
В г., находясь в эвакуации в г.Куйбышеве, заведовала Методическим кабинетом детских домов и вела активную деятельность по организации детских домов для детей, вывезенных из Ленинграда после первого прорыва блокады. По возвращению в Москву она участвовала в работе госпиталя черепно-мозговых ранений.
Шиф опубликовала свыше 80 работ по специальной психологии. Среди наиболее выдающихся работ следует особо отметить книгу «Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей» фундаментальный вклад в сурдопсихологию. Это исследование весьма значимо для психологической науки в целом, и прежде всего, для разделов детской и педагогической психологии.
Под руководством Шиф и при ее участии на протяжении многих лет работала лаборатория олигофренопсихологии. В результате проведенных исследований был создан ряд широко известных в дефектологических кругах книг. К их числу относятся: «Умственное развитие учащихся вспомогательной школы» (1961), «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы (1965), «Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе» (1972) и др
Шиф известна не только как автор и редактор большого числа книг и статей, но и как прекрасный педагог. Ее лекции по психологии глухих и умственно отсталых детей неизменно пользовались большой популярностью среди студентов-дефектологов, учителей и воспитателей школ для глухих и вспомогательных школ. Шиф с большим успехом выступала с основными докладами на отечественных и международных психологических и дефектологических съездах и конгрессах.
Основные научные труды и публикации Развитие научных понятий у школьников Восстановление речи в случае афазии с зеркальным чтением и письмом Таблицы по русскому языку: пособие для учителей школ глухих. О нарушениях чтения при расстройствах узнавания букв Психологические особенности овладения словесной речью у глухонемого школьника. Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками. Сравнительное исследование простой и сложной реакции у глухонемых и слышащих школьников глухонемых детей. Опыт отбора учащихся во вспомогательные школы Школы для умственно отсталых детей за рубежом Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе
Фото архив
Конец