Тема: «Личность в психоаналитической концепции З.Фрейда» Подготовил : студент 1 курса Мухаметов Тимур Специальность: Информатика
План: 1. Характеристика психоаналитической теории 2. Задача психоаналитической концепции Фрейда 3. Человек в психоаналитической концепции З.Фрейда 4. Личность в психоаналитической концепции З.Фрейда 5. Идея неизменяемости личности 6. Топографическая модель уровней сознания личности 7. Движущие силы поведения 8. Мотивация к действиям 9. Бессознательное в теории З.Фрейда 10. Структурная модель личности 11.Заключение
Характеристика психоаналитической концепции В основе психоаналитической теории З.Фрейда - положение о том, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитическую концепцию почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.
Задача психоаналитической концепции Фрейда Задачу психоаналитической концепции Фрейд видел в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания, чтобы раскрытие природы бессознательного помогло человеку овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.
Человек в психоаналитической концепции З.Фрейда Разработанная З.Фрейдом психоаналитическая концепция представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в неосознанном. Теория считает поведение человека полностью детерминированным, зависимым от внутренних психологических конфликтов. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека.
Личность в психоаналитической концепции З. Фрейда Основа психоаналитического подхода в теории личности З.Фрейда заключена в том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития. Интеллект, реализующий посылы Эго - это только аппа-рат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности. Этот подход и является достаточно справедливым и одновременно спорным.
Идея неизменяемости личности Фрейд больше чем другие психологи, был привержен к идее неизменяемости. Он был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. С его точки зрения изменения, происходящие изменения в поведении взрослого человека неглубинные и не затрагивают изменения структуры личности. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием.
Топографическая модель уровней сознания личности В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модель в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательноеи бессознательное.
Топографическая модель уровней сознания личности Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. Область предсознательного, область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Самая глубокая и значимая область разума бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания.
Движущие силы поведения Этими силами Фрейд считал инстинкты, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Используя общеизвестный закон природы, сохранение энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения.
Движущие силы поведения Считая, что ощущение и восприятие человеком окружающего мира является чисто индивидуальным субъективным, Фрейд предположил что, поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное возбуждение, возникающее на уровне организма при возникновении внешнего раздражителя.
Мотивация к действиям Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. З.Фрейд ее обозначил термином "либидо".
Бессознательное в психоаналитической теории З.Фрейда Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не осознаются, но, более того, если они начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении, это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия людей.
Структурная модель личности Фрейд, пересмотрев свою концептуальную модель психической жизни ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго.(или«Я », « Оно » и « Сверх-Я ») Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.
Структурная модель личности Я несет на себе функцию восприятия внешнего мира и приспособления к нему, стремится учесть и согласовать между собой требования реальности, Оно и Сверх-Я. Подчиняется принципу реальности. Оно самая глубинная подструктура душевного аппарата, содержания которой бессознательны. Содержит в себе безудержные сексуальные и агрессивные влечения. Руководствуется принципом удовольствия, находится в конфликтных отношениях с Я и Сверх-Я. Сверх-Я высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль, совести и т.п. Культура выступает как «Сверх Я», она основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо.
Заключение Разработанная Фрейдом психоаналитическая теория позволила не только периодизировать психическое развитие личности, но и создала базовые предпосылки для дальнейшего развития психологической науки. Его психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно- динамических, охватывающих весь онтогенез человека и использующих для его описания как личности внутренние психологические свойства индивида.