Понятие дизонтогенез
Понятие «дизонтогенез» («дизонтогении») было впервые введено клиницистами (Швальбе, 1927) в связи с запросами новой самостоятельной отрасли психиатрии детской психиатрии. Детские психиатры, говоря о неправомерности отождествления психических заболеваний детского и взрослого возраста, стали все больше значения придавать роли возраста, а также симптомам, обусловленным аномальным развитием в условиях болезни. Под дизонтогенезом (дизонтогениями) принято понимать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости
Типы психического дизонтогенеза Ретардация Асинхрония Регрессивный (В. В. Ковалев)
Ретардация запаздывание или приостановка психического развития. общая (тотальная)- запаздывании или приостановке всего психического и личностного развития в целом частная (парциальная)- запаздывание или приостановка развития отдельных психических функций, компонентов психики, отдельных свойств личности (или психомоторики, или речи, или произвольных форм регуляции и т. п.)
Асинхрония искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психическое развитие. Характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом
Регрессивный тип связан с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно- психического реагирования. Сущность данного типа составляет временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования.
Клиническая классификация дизонтогенеза (В.В.Лебединский) I недоразвитие; II задержанное развитие; III поврежденное развитие; IV дефицитарное развитие; V искаженное развитие; VI дисгармоничное развитие
группа аномалий, обусловленных отставанием развития (ретардация): недоразвитие, задержанное развитие. группа аномалий, в которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития: искаженное и дисгармоничное развитие. Поломкой отдельных функций вызываются: поврежденное и дефицитарное развитие.
Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения. Для этого типа дизонтогенеза характерно раннее время поражения нервной системы, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития. Задержанное психическое развитие характеризуется замедлением темпа формирования познавательной и личностной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. При различных вариантах задержанного развития (задержках конституционального генеза, соматогенных, психогенных и задержках церебрально-органического генеза) соотношение нарушения темпов развития познавательной и личностной сфер может быть различным. Поврежденное развитие имеет сходную с недоразвитием и задержанным развитием этиологию: наследственные заболевания и органические поражения ЦНС. Основное отличие заключается в более позднем времени патологического воздействия на мозг (после 2-3 лет), когда большая часть мозговых систем уже сформировалась. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция.