Тема: Спряжение глаголов Учительница русского языка и литературы: Галия Р.
Цели урока: закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, развивать умение правильно находить в предложениях глаголы-сказуемые, производить синтаксический разбор предложений; работать над развитием связной речи, внимания, творческого воображения; воспитывать любовь к окружающему миру.
Оборудование: интерактивная доска, опорная схема, музыкальное сопровождение. Тип урока: интегрированный Интернет – ресурсы:
Ход урока: Организационный момент Приветствие учащихся Проверка посещаемости учащихся Психологический настрой Ребята, давайте возьмёмся за руки и мысленно пошлем, друг другу лучи Солнца и лучи Добра. Улыбнёмся и пожелаем удачи. Сегодня на уроке мы будем повторять тему «Глагол », приготовьтесь к выполнению интересных заданий.
Актуализация прежних знаний Объяснительный диктант Повторение пройденного материала. Учащиеся записывают под диктовку стихотворение С.Я. Маршака и подчёркивают буквы, требующие проверки. Апрель! Апрель! На дворе звенит капель. На полях бегут ручьи, Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Какие части речи использовал автор, чтобы передать свои наблюдения. Учащиеся читают предложения u называют части речи. С помощью, каких слов автор показал, что происходит в природе в апреле? Звенит, бегут, выйдут. Какой частью речи они являются? Глаголы. Подчеркните глаголы, устно поставьте к ним вопросы.
Работа с опорной схемой Обратите внимание на опорную схему и расскажите о морфологических признаках глагола. Глагол Начальная форма Вид Время Синтак- сическая роль Спряжение Наклонение
Усвоение новых навыков знания Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, и отвечает на вопросы: что делает? что сделает? Спряжение это изменение глаголов по лицам и числам, лицам числам
Ко второму же спряжению отнесем мы, без сомнения, Все глаголы, что на – ить Исключая брить, стелить А ёще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть., ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть Вы запомните, друзья, Их на я – спрягать нельзя.
Цифровой диктант Определите спряжение глаголов. Дружитъ, любить, читать, лепить, жалеть, строить, писать, посылать, работать, изучать.
Музыкальная пауза Физминутка:
Шуточные вопросы: Какой болезнью люди не болеют на земле? Из какой посуды люди не пьют и не едят? Какое слово может заменить слова мать, отец, сын, дочь, бабушка, дедушка ? По какими деревьями прячутся во время дождя зайцы ? Какой врач не может жениться на пациента ? Когда черной кошке легче всего пробраться в дом ? когда человек бывает в комнате без головы ? Чем кончается лето и начинается осень ? В каком слове буква «Л» повторяется сто раз ? Всем известно, что собака лает. А корова (кошка, утка, курица, петух, воробей, волк) Какой зайка скакал под ёлочкой ? На чем приносит новости сорока? От чего яблоко падает недалеко?
Работа с текстом Чтение текста с интерактивной доски. Весной в лесу Весеннее солнце спешит расплавить в редком лесу остатки снега. Звонкие потоки воды мчат по узкой тропке. Набухают на деревьях душистые почки. С берёзовой ветки падают капли сладкого сока. На иве показались мягкие пуховки. Бегут по кочкам быстрые муравьи. Тёплый ветерок играет с высокими вершинами. Вот и первые цветы. Они раздвинули своими листочками сухую траву. На край леса вышла лосиха. Бегаст по полянке маленький лосёнок. Его длинные ноги задевают за высокие кочки. Шумная и радостная весна пришла в лес. Задания к тексту: Найти и выписать все глаголы, определить вид, время, спряжение. Сделать синтаксический разбор второго предложения.
Игра: «Я начну, а ты продолжи» Вопросы для первой команды. 1. Раздел грамматики, изучающий части речи. 2. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 3. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей? 4. Что входит в грамматическую основу предложения? 5. К какому разделу входят части речи: существительное, прилагательное, числительное, глагол, местоимение, наречие, причастие, деепричастие? 6. Что такое имя существительное? 7. Назовите признаки имен существительных? 8. Какие окончания имеют существительные 1,2,3 склонения Вопросы для второй команды. 1. Раздел грамматики, изучающий звуки речи. 2. Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечает на вопрос какой, какая, какое, какие. 3. Что изучает морфемика? 4. Глагол-это какая часть речи? 5. Назовите все части речи на казахском языке. 6. Сколько букв и звуков в слове «ЯД»? 7. Произнесите волшебные слова… 8. Назовите окончания прилагательных мужского, женского,среднего родов.
Работа с карточками: Прочитайте предложения, найдите в них глаголы, определите число и лицо этих глаголов. 1. Я пою ( ___ ч., __ л.) веселую песенку: «Я на солнышке лежу (_____ ч., __ л.)». 2. «Почему ты лежишь (___ ч., __ л.) и поёшь (___ч., __ л.) с открытыми глазами?» 3. Львёнок тоже поёт (___ ч., __ л.) песню Большой Черепахи: «Рядом Львёночек лежит (___ч., __ л.)». 4. Мы весело поём (____ ч., __ л.) и лежим (____ ч, __ л.) на солнышке. 5. И вы лежите (_____ ч., __ л.) спокойно на горячем песке и поёте (______ ч., __ л.) песенку Черепахи. 6. Львёнок и Черепаха вместе поют (_____ ч., __ л.) и лежат (______ ч., __ л.) на солнышке.
Вывод: Что вы нового узнали сегодня на уроке? Домашнее задание Написать мини- сочинение «Моё любимое время года».
Домашнее задание Написать мини-сочинение «Моё любимое время года». Комментирование оценок.