Подготовила: Студентка 2 курса 8 группы лечебного факультета Кусаинова Альбина Нурбулатовна
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ – это период развития философии после крушения Римской империи (476 г.) до эпохи Возрождения (XV в.).
Особенности средневековой философии 1. В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об откровенности истины в Священном Писании (Библии). Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. 2. Средневековое Слово в зависимости от его вектор насти претерпевало двойное преображение: воплощение (Божественного Слова) и раз-воплощение (при направленности Слова от человека к Богу). Слово было наивысшей реальностью именно в силу его существования в двух модусах. 3. Идеи субъектности и личностности находились в тесном отношении со смыслом воплощенного Слова, не имевшего аналогов ни в одной из предшествующих религий и философских умозрений. Инкарнация (воплощение) - не вселение Бога в тело. 4. В средневековье же, ориентированном на авторитет, не было авторов в принятом смысле слова. Истинным автором как мира, так и слова о мире считался Бог, авторитетами - отцы церкви. Выражение мира в понятиях было лишь одним из вербально-интеллектуальных способов его осмысления 5. Познавательные акты суждения при такого рода познании оказываются нагруженными актами нравственного суждения, а механисмы познавательных актов оказываются механисмами нравственных актов спасения. 6. Всякое знание (помимо этического) приобретает модальный, или правдоподобный, характер. 7. Средневековье обнаружило огромные восможности неопредмеченного мышления, предполагавшего, с одной стороны, доказательство, основанное на примерах, а с другой - требовавшего комментария библейских текстов, который есть речевая встреча смыслов Божественного откровения и человеческого постижения 8. В силу акта творения человека по образу и подобию Бога, а также в силу дарованной человеку способности разумного причащения Богу человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли.
Основания Средневековой философии: -теоцентрисм -креационисм -традиционалисм -авторитарисм -провиденциалисм
Теоцентрисм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентрисма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки. Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются
Креациони́см (от лат. creatio, род. п. creationis творение) теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
Провиденциалисм (от лат. providentia провидение) историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.
традиционалисм, выразившегося в обращении к древним библейским текстам и их комментированию (обращённость в прошлое, отказ от создания теоретических философских концепций о мире). авторитарисм, т.е. принятие богословских положений как абсолютно истинных, неподлежащих критике откровений.
Фундаментальная зависимость философии от религии определяла на протяжении всего периода и специфику философских проблем. На первый план выходят проблемы сущности Бога, соотношение веры и разума, проблемы теодицеи, подразумевавшая оправдание Бога в отношении допускаемого им в мире зла. Спецификой же религиозного философствования определялся и выбор их способов решения. Например, если для раннего Средневековья было характерно стремление обосновать зависимость философии от религии, то в период позднего Средневековья основной задачей становится, сохранив лояльность религии, освободить философию от теологической «опеки».
В средневековой философии различают два больших периода Патристика- это совокупность теолого- философских учений Отцов Церкви (от лат. рater, отец), которые опирались на античную философию, прежде всего Платона, для обоснования христианства. Схоластика – это определённый тип философствования, который средствами разума пытается обосновать принятые на веру христианские идеи; это совокупность учений религиозных мыслителей, осуществивших систематизацию и рационалистическое обоснование христианского вероучения на основе использования философских методов познания и с привлечением проинтерпретированного античного наследия (сегодня«схоластика» употребляется в нарицательном смысле, как символ оторванности от реальности и пустого словопрения).
В патристике выделяют свои три этапа: 1) апологетика (II-IIIвв., от греч. защита) – оформление и защита христианского мировоззрения. Основные представители: Юстин, Татиан, Тертулиан, Ориген; 2) классическая патристика (IV-V вв.) – систематизация христианского учения, появление первых развёрнутых теологических учений. Образуется объединённая религиозная организация – церковь. Основные представители: Григорий Нисский и Августин Блаженный; 3) заключительный этап патристики (VI-VIII вв.) – стабилизация догматики. Возрастает влияние неоплатанисма и перипатетисма (аристотелисма). Усиливаются мистические настроения. Его представители: Боэций, Эриуген.
В схоластике выделяют следующие три этапа: 1) ранняя схоластика (IX-XII вв.) – характеризуется спором номиналисма (Росцелин, Пьер Абеляр) и реалисма (Ансельм Кентерберийский) об универсалиях; 2) классический этап схоластики (XII-XIII вв.) – расцвет схоластики в творчестве Фомы Аквинского, который систематизирует католическую теологию. Появляются средневековые университеты; 3) поздняя схоластика (XIII-XIV вв.) – утверждение двух истин и расцвет номиналисма (Дунс Скот, Уильям Оккам).
Августин (Аврелий) -крупнейший христианский мыслитель и писатель периода патристики, наиболее выдающийся из Отцов Церкви. Именно ему принадлежит заслуга выработки основ первого систематического христианского вероучения, почему его богословские труды признаются как основополагающие и в Римско-католической, и в Православной Церквях до сих пор. Родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Ахрас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником (римским гражданином, мелким землевладельцем).