Русский язык, 3 класс Имя прилагательное как часть речи урок 85 Автор: Поносова М.А. © ООО «Баласс», 2013
Вспоминаем то, что знаем Отгадайте загадку: Конь…, хвост …. Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные понять, о чём идёт речь? Послушайте загадку ещё раз. Конь стальной, хвост льняной. Что это? Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы отвечают? Какие грамматические признаки имеют: род, число…? Почему так называются ? Какую роль играют в речи? Какие слова помогли отгадать загадку? Что они обозначают? О каких словах пойдёт речь на уроке? Как бы вы сформулировали тему урока? На какие вопросы необходимо ответить, чтобы рассказать об имени прилагательном?
Вспоминаем то, что знаем Подберите и запишите несколько слов, обозначающих признаки предметов. Напишите, на какой вопрос отвечают слова каждой группы. какой? белый красивый какая? красная ароматная какое? теплое яркое какие? нарядные дружные
Трёх художников попросили нарисовать лес. Вот что у них получилось. Как вы думаете, почему все картины получились разные? Выберите одну картину. Устно опишите, какой лес на ней изображён. Слова каких частей речи использовали художники для названия своих картин? Исаак Левитан. Берёзовая роща.Василий Поленов. Золотая осень. Иван Шишкин. Еловый лес.
В от уж снег последний в поле тает, Тёплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зелёный дым одетый, Тёплых гроз нетерпеливо ждет. А. К. Толстой Перечитайте предпоследнюю строчку. Какую картину вы представили? Почему весенний лес назван юным? А почему молодая листва – это зелёный дым? Признаки каких предметов они обозначают? Какого рода эти существительные? В форме какого числа они употреблены? Какой вывод можно сделать? Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте текст. Найдите в нем слова, которые обозначают признаки предметов. Какие слова помогли поэту А. К. Толстому на рисовать картину весенней природы - весенний пейзаж? К каким частям речи относятся эти слова? Как вы думаете, почему подснежник назван кувшинчиком?
Решаем проблему, открываем новые знания Попробуйте предположить, что означает название части речи – «прилагательное». Название части речи «прилагательное» произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление» К чему «присоединяются, прибавляются» имена прилагательные? Запишите прилагательное красивый с каждым именем существительным. Определите род и число имён существительных. Понаблюдайте, что происходит с прилагательным, когда оно «присоединяется » к именам существительным. м.р. ед.ч. ? ландыш красивый ж.р. ед.ч. ? роза красивая мн.ч. ? ученики красивые ср.р. ед. ч. ? солнце красивое
Имя прилагательное – … часть речи. Имена прилагательные обозначают … и отвечают на вопросы … Они связаны с … Изменяются по … Сравниваем свой вывод с авторским Сформулируйте определение прилагательного как части речи. Имя прилагательное – самостоятельная часть речи. Имена прилагательные обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Они связаны с именами существительными. Изменяются по родам и числам. Лес ( какой?) юный, погода (какая?) тёплая, сердце (какое?) доброе, лица (какие?) родные. Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не со словами другой части речи?
Применяем новые знания. Развиваем умения Прочитайте. Понаблюдайте за тем, как изменяются прилагательные. Что вы напишете вместо точек? Спишите. Выделите окончания прилагательных. синий … синяя … синее… синие… Закончите предложения. Приведите примеры. Прилагательные изменяются по родам. Существительные….. Прилагательные изменяются по числам. Существительные … синий синяя синее синие
Итог урока Продолжите предложение. Имена прилагательные делают нашу речь … точной яркой выразительной образной интересной Как вы думаете, почему художник нарисовал такую иллюстрацию к этому разделу?