Воспитатель I категории Захарова Л. Г. МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» г. Вуктыл 2016 г.
Актуальность Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Исследовательская деятельность в детском саду ведется по таким направлениям: 1. Работа с педагогическим коллективом (консультации, семинары, семинары-практикумы, педсоветы). 2. Работа с родителями (консультации, родительские собрания, стенды для родителей, совместное осуществление проектов, листки с занимательными опытами, которые можно провести дома с детьми). 3. Работа с детьми.
Формы работы с детьми: - занимательные опыты, эксперименты в исследовательских уголках; - осуществление исследовательских проектов; - непосредственная образовательная деятельность; - наблюдения, опыты (живая и неживая природа); - коллекционирование; - изготовление мини – музеев.
Содержание уголка экспериментирования 1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.) 2. Мерные ложки. 3. Сита и воронки разного материала, объема. 4. Резиновые груши разного объёма. 5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц. 6. Резиновые или пластиковые перчатки. 7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл. 8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля. 9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн,пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п. 10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п. 11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п. 12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки. 13. Контейнеры с песком и водой. 14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник. 15. Часы песочные. 16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры. 17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки. 18. Весы, безмены.
Методы и приёмы работы наглядные методы (наблюдения, рассматривание иллюстраций, видео презентации и др.) словесные (беседы, чтение художественной литературы, загадки, использование фольклорных материалов); практические методы (игры-опыты, игры- эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно- печатные игры. Развивать положительные эмоции помогают игры-превращения, фокусы, занимательные опыты) детские исследовательские проекты.
Требования к теме исследовательского проекта: 1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его. 2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Соучастие в деятельности (общение на равных); Создание эмоционального положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности; Признание за ребёнком права на существования собственного мнения; Стимулирования ребёнка к высказываниям; Использования различных способов выполнения задания без боязни ошибиться; Включения ребёнка в творческую деятельность и развития его творческих способностей; Построение обучения на игровых формах. Принципы социальной позиции ребёнка в отношении взрослого:
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р.Эмерсон).
Спасибо за внимание!