Особенности психологии одаренных детей в области IT- технологий
Одаренность в IT- сфере Феномен увлеченности работой с компьютерами, специфика проявления творческих способностей в условиях использования новых ИТ. Креативность – способность самому вырабатывать знания на основе полученных знаний Дивергентность – способность многовариантного решения поставленной задачи Высокий уровень «автономного самообучения» (проявление высокой самостоятельности в процессе познания, использование "саморегуляционных стратегий" обучения и переноса их на новые задачи)
ТЕОРИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Ж.ПИАЖЕ В 7-11 лет ребенок находится в фазе «конкретного действия», характеризующейся недостаточным уровнем абстрактного мышления, (компьютер как средство развития абстрактного мышления и творческих способностей) От 11 до 14 лет - фаза «абстрактного мышления» (компьютер как средство развития абстракций) В 15 – 17 лет - «деловая» фаза (компьютер –инструмент профессиональной деятельности)
УСПЕШНОСТЬ = потенциал + среда развития
УСПЕШНОСТЬ = ПОТЕНЦИАЛ - ПОМЕХИ Основные помехи потенциалу одаренных представляют их личностные особенности: огромный запас фактов и знаний; отличная долговременная память: скука и нетерпение в классе, неприязнь к школе; высокие темповые характеристики мышления («быстрый мыслитель»): разочарование в тех, кто по сравнению с ним мыслит медленно; высокая проницательность: ненависть к «зубрению», прозвище «ботаник», раздражительность от низкого уровня школьных работ; креативность: деструктивные тенденции, нигилизм, девиантное поведение; нонконформизм; высокая концентрация внимания на том, чем интересуется: аффективные реакции на помехи процессу; любопытство, множественность интересов: берется за многое, начинает делать и не доводит дела до конца, потому что утрачивает интерес; дистанцируется от группы;
УСПЕШНОСТЬ = ПОТЕНЦИАЛ - ПОМЕХИ Основные помехи потенциалу одаренных представляют их личностные особенности: - чувство превосходства над обычными детьми : высокомерность, элитарность, если нет возможностей для общения с интеллектуальными сверстниками. яркие вербальные способности, расширенный словарный запас : склонность к спорам ради избегания решения трудных задач; отторжение сверстниками; радикальность решений и дикость мнений : ребенок становится «странным», «не от мира сего»; настойчивость и целеустремленность : оценка этих качеств со стороны как упрямство и отказ от сотрудничества; раннее абстрактное мышление ; глубина проникновения в проблему («глубокий мыслитель»): ненависть к срокам и ограничениям; как следствие либо сделает работу за всех, либо не сделает и половины намеченного; толерантность к неопределенности и сложности : трудности в принятии решений и построении карьеры.
« «Астения переутомления» крайне распространенное явление в среде одаренных детей Следствия: Угнетение мотивации достижения Кризис утраты вдохновения «Звездная болезнь» Проблема личной профориентации (множество вариантов развития карьеры)
Учитель – создание КОМФОРТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ среды для развития потенциала и успешности ОД Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции; Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности); Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).
Олимпиады и конкурсы для самореализации школьников в области ИТ-технологий.
-Согласно ФГОС большое внимание уделяется внеурочной занятости (углубленная информатика всегда была внеурочной) -Согласно стратегии правительства большое внимание развитию ИТ- технологий – очень востребованность кадров Многослойность ИТ –сферы: разработка ПО (олимпиады и конкурсы программных проектов) Сопровождение ПО Разработка web – приложений (web- программирование) Сопровождение web – приложений Компьютерная графика (растровая и векторная графика) Делопроизводство Защита информации (CTF - олимпиада)
Соревнования Capture the Flag (захват флага) проводятся в соответствии с международными правилами. За определенное время команда решает несколько десятков заданий из различных областей информатики и защиты информации. Задания объединены в тематические категории: криптография, стеганография, администрирование, обратная инженерия, программно-техническая экспертиза, история информатики и т. д. В финале будущим специалистам в области информационной безопасности предстоит защитить организацию от хакерских атак.
Регламент открытой краевой олимпиады по программированию 25 марта.
olymp.gym42. ru ОТКРЫТАЯ КРАЕВАЯ ОЛИМПИАДА ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ С 6.00 ДО МАРТА ДИПЛОМЫ - 25% ОТ ЧИСЛА НЕНУЛЕВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ