Как повысить образовательные результаты образовательной организации за счет использования технологии педагогического лидерства Волкова Татьяна Константиновна, заведующий кафедрой управления и экономики образования ХК ИРО, к.п.н Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития образования»
Есть вопросы? Как сделать так, чтобы все учителя постоянно работали над повышением профессионализма, работали эффективнее, ответственнее и инициативнее? Как превратить «урокодателей» в лидеров, которые устанавливает свои цели, достигают новых образовательных результатов обучающихся?
Постановка проблемы(Дж.Гудлэд) У педагогов отсутствует взаимодействие: У педагогов отсутствует мотив для взаимодействия, и это их не огорчает. Педагоги редко обсуждают как улучшить образовательные результаты обучающихся. Педагоги никогда не идут на компромисс. Педагоги работают порознь, часто противоречат друг другу.
Объекты управления руководителя образовательной организации Финансами? Деятельностью коллектива педагогов? Стратегией развития образовательной организации? Образовательными результатами обучающихся? Развитием профессионализма педагогов? Созданием образовательного пространства?
Что такое педагогическое лидерство Педагогика – наука о воспитании человека, наука об искусстве воспитания человека. Лидер – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу и организовать его выполнение. Лидерство – осуществление миссии лидера, способность влиять на людей и отдельные группы, чтобы побуждать их работать и направлять их активность на достижение цели. Педагогическое лидерство – это руководство процессами обучения и воспитания, это управление образовательными результатами обучающихся.
Функции педагогического лидера Осуществление фасилитации, управление образовательными результатами, обучение родителей (законных представителей). Привлечение педагогов к исследованию образовательной деятельности, к педагогической рефлексии, способствующей решению проблем педагогической деятельности. Как и чему учатся педагоги.
Япония, Корея и Сингапур подготовка в области педагогического лидерства, непосредственно связанная с управлением образовательными результатами (65%)
Компоненты лидерских качеств педагога
Педагогическое лидерство выражается в: сформированной социальной направленности педагогической деятельности; ценностном самоопределении; навыках саморегуляции; навыках влияния на окружающих.
Вопросы, на которые педагогу необходимо знать ответ : В чем «сильные и слабые» стороны этого обучающегося? Какая властная дистанция между педагогом и этим обучающимся? Семья поддерживает образовательную деятельность обучающегося? В чем это выражается? Как мы видим оптимальную помощь семье (по опыту Финляндии и Сингапура) Что мы знаем о целях обучающегося и принимаем ли мы во внимание его точку зрения на проблемы? Насколько педагоги вовлечены в профессиональное взаимодействие? На какие темы педагоги обычно общаются? Какие методические рекомендации (для внутреннего пользования, тиражирования) разработаны конкретным педагогом? Кто может их использовать (педагоги, родители (законные представители), обучающиеся?
Педагогическое лидерство Механизм интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Для учителя лидерство ресурс личностного становления и взаимодействия с различными субъектами педагогической деятельности.
Как педагогу освоить позицию лидера? освоить тайм-менеджмента ; научиться мотивировать себя на деятельность и к самосовершенствованию ; развивать навыки самопрезентации, техник и способов влияния на других людей ; научиться формировать команду единомышленников и координировать их действия ; научиться руководить образовательным сообществом ; владеть знаниями по психологии и психологии управления
Результаты освоения педагогами лидерской позиции педагог заинтересован в новых, эффективных практиках профессиональной деятельности; наличие статуса «педагог-новатор»; наличие видения образовательных результатов обучающихся для выработки долгосрочных образовательных стратегий; наличие авторитета профессионализма в сочетании с харизмой и личным обаянием педагога
Технология (на примере образовательная технология) Система деятельности педагога и обучающихся. Системный метод создания образовательной деятельности …
НО!!! Необходимо разработать план деятельности педагога относительно действий обучающихся