Александр Николаевич Островский. Имена и фамилии в пьесах Островского. Пьеса « Бедность нее порок ». Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.
Цель Выявить значение драматургии Островского Познакомить обзорно с содержанием пьесы « Бедность не порок » Повторение теории литературы
Работа с эпиграфом урока «Вы один достроили здание, в основу которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского». А.И.Гончаров
Вопрос к классу : Какую сторону дара Островского отметил А. И. Гончаров ?
Жизнь Александра Николаевича Островского З 1 марта (12 апреля ) 1823 г – 2 (14 июня ) 1886 г
Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла при родах, когда Александру было четыре года. Младший брат государственный деятель М. Н. Островский. Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье
С детства он рос к среде купеческого и чиновничьего Замоскворечья, потому жизнь и быт людей этих социальных слоев Москвы были ему хорошо знакомы. Детские и юношеские наблюдения легли в основу сюжетов пьес А. Н. Островского, а впечатления от быта, полученные в отцовском доме помогли точнее и ярче описать жизнь героев его пьес. Интерьер дома-музея А.Н.Островского в Москве
Этапы творческого пути А. Н. Островского Ранний (1847 – 1851), период поиска путей и вступления литературу пьесой « Свои люди – сочтемся !» « Москвитянский » (1852 – 1854), когда создаются народные комедии « Не в свои сани не садись », « Бедность не порок » Предреформенный (1855 – 1860), когда окончательно определяется самостоятельная литературная и мировоззренческая позиция Островского, создаются пьесы « В чужом пиру похмелье », « Доходное место », « Бесприданница » « Гроза » Пореформенный (1861 – 1886) А.Н.Островский (сидит крайний справа) в кругу сотрудников журнала «Современник»
О чем говорят фамилии в пьесах А. Н. Островского Одним из приемов образования фамилий у А. Н. Островского является метафоризация. Так, фамилия Беркутов (« Волки и овцы ») и Коршунов (« Бедность не порок ») образованы от названий хищных пород птиц : беркут – сильный горный орел, зоркий и кровожадный ; коршун – хищник послабее, способный схватить добычу поменьше. Если персонаж с фамилией Беркутов из породы « волков » ( что подчеркнуто названием пьесы ) и « проглатывает » целое крупное состояние, то Коршунов в пьесе мечтает украсть, как цыпленка, из отчего дома слабое, хрупкое существо ( Любовь Гордеевну ).
Многие фамилии у Островского образованы от общенародных слов ( названий зверей, птиц, рыб ) с ярко выраженным отрицательным значением : он как бы характеризует людей по тем свойствам, которые присущи животным. Баранчевский и Переярков глупы, как бараны ; Ласовкий хитер, как лиса ; Кукушкина эгоистична и бессердечна, как кукушка.
Фамилия может указывать : на внешний вид человека : Пузатов, Бородавкин, Плешаков, Курчаев, Белотелова ; на манеру поведения : Гневашев, Громилов, Лютов, Грознов ; на образ жизни : Баклушин, Погуляев, Досужин ; на социальное и материальное положение : Большов, Великатов … В фамилиях Мальцов, Тугина, Мыкин, Кручинина указывается на трудную, полную лишений и нужды жизнь их хозяев.
Богаты пьесы Островского смешными фамилиями : Разлюляев (« Бедность не порок »), Маломальский (« Не в свои сани не садись »), Недоносков и Недоростков (« Шутники »).
Пьеса « Бедность не порок » Пьеса была задумана автором 10 июля 1853 года, а начата 22 августа того же года. В первоначальном варианте пьеса должна была называться « Гордым бог противится » и состоять всего из 2 актов. К концу 1853 г. « Бедность не порок » была закончена. 2 декабря Островский после первых публичных чтений пьесы в литературных кружках Москвы писал М. П. Погодину : «Успех последней моей комедии превзошел не только мои ожидания, но и даже мои мечты». Напечатана впервые комедия была в 1854 году отдельной книжкой.
Критика о комедии « Бедность не порок » Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызывала после своей публикации таких горячих и принципиальных споров, как « Бедность не порок ». Представители демократической критики вступили по поводу ее в острую полемику с славянофилами, которые увидели в этой комедии, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов. А.Н.Островский (второй слева) в кругу писателей и критиков Москвы
Предназначая « Бедность не порок » для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра. В Петербургском Александриинском театре « Бедность не порок » была впервые поставлена 9 сентября 1854 года. На сцене Малого театра комедия « Бедность не порок » ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой пьесы участвовали лучшие силы « дома Островского » ( в том числе О. О. Садовская – Пелагея Егоровна, М. Н. Ермолова – Любовь Гордеевна и др.; в роли Любима Торцова гастролировал один из лучших ее исполнителей – артист Александриинского театра Павел Васильев ). Неизменной любовью пользовалась пьеса « Бедность не порок » и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуарах театров одно из самых первых мест. Александр Евстафьевич Мартынов – актер Малого театра Михаил Семенович Щепкин Пров Михайлович Садовский – ведущий актер Малого театра
Сцены из пьес А. Н. Островского Сцена из драмы «Бесприданница» «Снегурочка» «На всякого мудреца довольно простоты» «Не все коту Масленица» «Женитьба Бальзаминова»