Бенчмаркинг стали активно применять в Японии в годах прошлого столетия. В те годы считалось, что японцы в основном копируют других. В действительности же они собирали информацию о лучшем опыте и использовали этот опыт с учетом своих условий. При этом японцы успешно переносили технологии и ноу-хау из одной сферы бизнеса в другую
Бенчмаркинг – это процесс сравнения своей деятельности с лучшими компаниями на рынке и в отрасли с последующей реализацией изменений для достижения и сохранения конкурентоспособности.
Задача была разбита на отдельные части, чтобы найти ответ на следующие вопросы: 1. Какая компания является наилучшей с точки зрения продукции, услуг и процессов? 2. Как эта компания добилась такого успеха?
Выявление лучших в своем классе организаций; Получение необходимых сведений с помощью соответствующих методов сбора информации для самооценки; Работа над самосовершенствованием за счет реализации изменений, направленных на достижение и перевыполнение установленных норм..
Цель бенчмаркинга повышение эффективности собственной деятельности и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе. Основные задачи бенчмаркинга: Определение конкурентоспособности компании и ее слабых сторон; Осознание необходимых изменений; Отбор идей по кардинальному улучшению процессов; Выявление наилучших приемов работы для компаний данного типа; Разработка инновационных подходов к совершенствованию бизнес-процессов; Постановка долгосрочных целевых показателей качества работы, значительно превосходящих текущие; Переориентация корпоративной культуры.
Внутренний бенчмаркинг – бенчмаркинг, осуществляемый внутри организации, сопоставляя характеристики производственных подразделений; Функциональный бенчмаркинг – бенчмаркинг, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций в том же секторе; Конкурентный Бенчмаркинг – измерение характеристики предприятия и её сопоставление с характеристикой конкурентов; возможностей процесса или административных методов Обобщенный бенчмаркинг – бенчмаркинг процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора.
Примеры применения разных видов бенчмаркинга на российских предприятиях
Подготовка. Анализ Внедрение. Повторение.
Причины, тормозящие применение бенчмаркинга: 1. Недостаточное развитие полноценной этической культуры компаний; 2. Отсутствие достаточного количества практики в нашей стране; 3. Влияние особенностей ведения национального бухгалтерского учета; 4. Недостаточное использование процедур управленческого учета; 5. Отсутствие доверия к эталонным предприятиям и к партнерам по бенчмаркингу.