Система дошкольного образования в Китае
Динамика развития дошкольного образования в Китае 21 века. В стране открыто 67 педагогических училищ дошкольного воспитания в части профессиональных школ учреждены специальности дошкольного воспитания. Благодаря принятым государством «Управления детскими садами», « Порядку работы в детских садах» и другим документам, управление детскими садами поставлено на научную и систематизированную основу.
Динамика развития дошкольного образования в начале 21 века число ДОУ, тыс.124,4130,5129,1132,7141,3150,1 численность детей, тыс ,523488,324032,224987,225478,4 Численность воспитателей, тыс. 836,3898,2951,9998,91038,41412,7
Основные типы учреждений раннего образования в Китае. Основной формой дошкольного образования и воспитания в Китае является детский сад. Функционируют такие возрастные группы: младшая, средняя, старшая. В младшей воспитывается 25 детей, средней- 30, а в старшей -35. Обычно в каждой группе работают 2 воспитателя, которые проходят специальную подготовку и аттестацию и один помощник. Существует 3 вида детских садов: государственные, ведомственные, частные детские сады.
В Китае существуют и другие формы дошкольного образования. Центры пренатального образования- этими центрами, которые открыты для беременных женщин и их мужей с целью эффективного пренатального развития детей и развития после рождения и укрепления отношений супругов, управляют ими медицинские учреждения. Детские ясли - в эти учреждения принимают детей старше 1 года и до 3 лет. Комбинированные детские сады их открывают крупные предприятия. В этих учреждениях воспитываются дети сотрудников с 4 месяцев до 6 лет. Они работают круглосуточно. Благотворительные образовательные учреждения - для детей инвалидов от рождения до 15 лет. « SOS-детские деревни» - подобные учреждения открываются международными благотворительными организациями для детей сирот до 18 лет. Предшкольные группы – « предшкольная группа» имеет в Китае свои особенности, обычно сам детский сад открывает подготовительную к школе группу. Школа и некоторые другие организации ( например, Дворец детства) тоже имеют право открыть предшкольную группу.
Распорядок дня ч после торжественной церемонии поднятия флага, воспитатели прямо на улице под весёлую маршевую музыку проводят утреннюю гимнастику. Затем ребята уходят завтракать. С 8.30 ч до ч проходят занятия. Музыкой и танцами дети занимаются в группе, а спортом на улице. В детском саду не допускаются драки, плохое поведение, отказ подчиняться требованию старшего. Каждую неделю поведение и знание ребёнка оцениваются по 100- бальной шкале, таблица с результатами вывешиваются на стенде для всех родителей. После обеда наступает время сна с ч до ч. Рабочий день заканчивается в 17 часов. Но большая часть детей остаётся на дополнительные занятия, «кружки», которые организуются за отдельную плату. Среди этих занятий – рисование, китайская гимнастика, катание на роликовых коньках, бальные танцы. В целом, китайский детский сад – это не только полезные занятия, хорошее питание и игры, преимущественно в помещении, это ещё и чрезмерно строгая дисциплина, уважение к старшим, стремление каждого родителя сделать своего ребёнка самым лучшим, умным и образованным практически любой ценой.
В настоящее время все дошкольные учреждения работают по единой программе воспитательно- образовательной работы- Директивной программе по дошкольному образованию (экспериментальный вариант). Эта программа (2001 г) утверждена Министерством образования КНР и составлена на основе теорий Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Т. Гарднера и китайского педагога Дао Сичжи. Программа состоит из пяти разделов: здоровье, речь, научный интерес, социальные навыки, искусство.
Здоровье – укрепление здоровья, воспитание основных правил здорового образа жизни. Речь – повышение коммуникативной активности, развитие речевых способностей, самолюбия, Социальные навыки – развитие самолюбия, уверенности в себе, умение заботится о других. Искусство - формирование эстетических чувств, воспитание эмоциональной отзывчивости и желания создавать прекрасное. Научный интерес – стимулирование любознательности и стремления к получению знаний, развитие способности к познанию.
Принципы построения развивающей среды: Всесторонность Участие Изменяемость
Под средой детского сада понимается совокупность материальных и нематериальных условий для физического и психического развития, поэтому среда должна иметь несколько направлений.
Деятельность – целесообразность построения среды способствует формированию желательного поведения детей. Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы сформировать у детей полезные привычки.
Познание – содержание и результаты развития демонстрируются с помощью рисунков, и среда, как учебник, даёт и знание, и способ учения. Так, в уголке художественно - творческой деятельности показывается последовательность изготовление поделок, что способствует развитию самостоятельности детей.
Социализация – в процессе обсуждения варианта создания среды и её воплощения дети общаются с взрослыми и с другими детьми. Этот процесс развивает коммуникативные способности, формирует стремление к сотрудничеству, коллективизм, помогает самостоятельно овладеть социальными нормами.
Здоровье – предлагаемые пособия должны соответствовать санитарно - гигиеническим нормам, стимулировать развитие чувств, самостоятельной двигательной активности и обеспечивать комфорт каждому ребёнку. Зрение – воспитатель должен создать такую среду, чтобы её цвет, образность и рациональность способствовали развитию эстетического вкуса.
Культура – предметная среда должна отражать и национальные традиции и особенности самого детского сада.