Педагогика досуговой деятельности
Основные взгляды на сущность досуга деление временного отрезка на рабочее (учебное) и внерабочее (внеучебное) время, где «досуг» и «внеучебное» время рассматриваются как одно и то же; деление временного отрезка на рабочее (учебное) и внерабочее (внеучебное) время, где «досуг» и «внеучебное» время рассматриваются как одно и то же; отождествление понятий «досуг» и «свободное время»; отождествление понятий «досуг» и «свободное время»; досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения, связанные с развитием личности. досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения, связанные с развитием личности.
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непроизводственных обязанностей
Одной из определяющих характеристик образа жизни школьников являются досуговые предпочтения. Самореализация младших школьников в сфере досуга свидетельствует как о личностных предпочтениях в способах проведения свободного времени, так и о структуре личности в целом.
Группы досуговой деятельности Первая группа несёт в себе функцию восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, подвижные игры, забавы, вечера отдыха, развлечения и др.).
Вторая группа – связана с повышением эрудиции, потребностями в духовных ценностях (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музеев, театров и др.).
Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская и др.)
Четвертая группа реализует потребность школьника в общении (кружковая работа, клубные объединения, праздники, дискотеки и др.).
Пятая группа раскрывает целенаправленную творческую учебную деятельность детей (конкурсы, фестивали, каникулярные объединения, турпоходы, зарница).
Принципы досуговой деятельности
Принцип всеобщности и доступности предполагает возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения досуговых запросов и интересов, выявления и развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Принцип самодеятельности Реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе детей. Реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.
Принцип индивидуального подхода Предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания Детей при организации их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
Принцип систематичности и целенаправленности Предполагает осуществление досуговой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества.
Принцип преемственности Предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо, чтобы родители, все взрослые передавали детям социальные знания и опыт, помогали им в организации досуга, учили философии досуга. Принцип преемственности означает поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.
Принцип интереса и занимательности Заключается в создании непринужденного эмоционального общения на основе игры и театрализации. Отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установку и делает процесс социализации подрастающего поколения более эффективным.