Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 6 г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад 14» Организация экспериментально- исследовательской деятельности старших дошкольников кружок «ЮНЫЙ СЛЕДОПЫТ» Подготовила воспитатель: Зотова Наталья Александровна
Актуальность Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира: o 1. Способствует формированию интегративных качеств: Ребенок любознательный, активный; эмоционально отзывчивый, имеющий первичные представления о себе, мире и природе; o 2. Обеспечивает интеграцию образовательных областей: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, ФЭМП, социализация, труд, безопасность, здоровье, художественное творчество. o 3. Развивает интерес ребенка к окружающему миру, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности.
Новизна Новизна заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования с учётом интеграции образовательных областей программы.
Цели и задачи экспериментально- исследовательской деятельности ЦЕЛЬ: Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно - исследовательской деятельности. Задачи: 1. Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. 2. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. 3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики. 4. Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и экспериментов. 5. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.
Формы организации НОД Принципы обучения: o доступность o наглядность o последовательность o систематичность o индивидуальность Формы работы: o занятия, o экскурсии, o проведение опытов, o игры, o совместная и самостоятельная o деятельность.
Методические приемы обучения: информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы, ответы хоровые и индивидуальные, и др.; игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.; наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.; практический: выполнение практических действий детьми.
Этапы реализации деятельности кружка 1. Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
Этапы реализации деятельности кружка 2. Разработка планирования экспериментальной деятельности с детьми. 3. Создание условий для детского экспериментирования
Основное оборудование центра экспериментирования: Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы. Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, материал: проволока, кусочки кожи,, пластмассы, дерева, пробки Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и т. д. Материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина" ;
Этапы реализации деятельности кружка 4. Социальное партнерство с родителями. Анкетирование «Детское экспериментирование в семье» Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Помощь в оборудовании центра экспериментирования Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации. Родительские собрания о роли детского экспериментирования в развитии ребенка Открытые мероприятия для родителей. Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др. Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое). Совместная детско-взрослая познавательно- исследовательская деятельность
Этапы реализации деятельности кружка 5. Формы проведения итогов реализации рабочей программы: Организация выставок детских работ, полученных в процессе опытно – экспериментальной деятельности детей. Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете, на родительском собрании. Оформление развивающей среды в группе. Презентация детской проектной деятельности родителям (сотрудникам, детям); Участие в Окружном Фестивале исследовательских работ дошкольников и учащихся 1-2 классов «Я узнаю мир»