Социология Тема 2. История социологической науки Сначала я нахожу, а потом ищу.» П. Пикасо
Антропоцентризм – религиозно-идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и конец мироздания Новый словарь иностранных слов Восток Запад
Традиции объяснения возникновения общества
Аристотель ( гг. до н.э.) Человек – существо общественное - «политическое животное» Общество – любое объединение людей ( чем- ни будь соединенных). Элементарное социальное объединение – семья, домохозяйство. Cемья + Cемья = Cеление. Cеление + Cеление = Государство Государство - разновидность общества, естественное образование. Государство первично.
Платон ( г. до н.э.) Платон проводит четкую государствоцентристкую позицию. Слитное представление о политике, совмещенной с этикой (сложное смещение мифов, богословских идей) показывало ее в виде жизни посредством государственного общения между людьми ( становящимися из - за этого людьми политическими).
Античное представление об обществе
Китайская и стоическая философия Стоики утверждали, что общество охватывает всех людей, граждан Космополиса - единого всемирного государства. Но граждане Космополиса могут участвовать и в жизни отдельного государства, если это не принуждает их к безнравственным поступкам. Идея единства человеческого рода, понимаемого как сверхобщество, или общество обществ, была развита европейским средневековьем.
Августин Блаженный ( ) Аврелий Августин в трактате О Граде Божьем обосновал идею единства человечества общностью его происхождения от единого предка - Адама. При этом человечество разделено на два царства: Град земной (государство) – основан на грехе и насилии Град Божий – царство Божественной правды и добра - высшая духовная общность. Оба града необходимы человеку.
Фома Аквинский ( ) Пытается соединить два взгляда на происхождение общества: естественное и искусственное образование. В труде О правлении государей вслед за Аристотелем доказывает, что человек - существо социальное по природе, а общество - естественное образование. Создание государства – не только произведение природы, но и искусства.
Общество в средневековой Европе
Общественный договор
Шарль Монтескье ( ) В сочинении О духе законов утверждает 4 основных естественных(природное состояние) закона человека: стремление жить вместе с другими стремление добывать себе пищу просьба, обращенная одним человеком к другому желание жить в обществе Общественный договор представлялся как реальный акт создания общества (государства) – добровольный, но вынужденный.
Томас Гоббс ( )
Гражданское общество Дж. Локка ( )
Жан-Жак Руссо ( ) Руссо исходит из того, что люди в естественном состоянии равны между собой, а общество (государство) – результат договора. Человек в его представлении добр, свободен и самодостаточен, поэтому он не нуждается в других людях. Но, наступает момент, когда люди не могут находится в естественном состоянии в силу естественных причин. Они вынуждены под угрозой гибели человеческого рода вступить в договорные отношения (гражданское состояние).
Традиции объяснения возникновения общества
Гегель ( ) Общество не зависит от своих членов и развивается по собственным законам. Общество Гегель не считал продуктом разумной деятельности людей. Государство – «естественно сформировавшийся» организм. Гражданское общество - система потребностей, которая через государство получает свою определенность Три вида образования: Семья Гражданское общество Государство
Общество как «высшая сила» Происходящие в Европе на рубеже веков процессы заставили видеть в обществе ту высшую силу, которая соединяет людей, управляет ими и несет ответственность за то, что с ними происходит. Идея общества выдвигается на первый план не только в теоретических системах, но и в повседневной жизни.
Анри де Сен-Симон ( )
Общество. Новое время
Социология как наука
Огюст Конт ( )
О. Конт Науки социология биология химия физика астрономия математика Позитивизм «Надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание» О. Конт. С помощью социологии Конт пытается преодолеть социальные катаклизмы своего времени и объединить оба полюса – порядок и прогресс. Прогресс без порядка – это анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию. В позитивной политике порядок и прогресс – это две неразрывные стороны одного и того же принципа.
Герберт Спенсер ( )
Э. Дюркгейм ( )
Карл Маркс ( )
М. Вебер ( )
Психологическое направление (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето) Г. Тард Л. Уорд В. Парето
Антипозитивизм Антипозитивисты видели задачу в том, чтобы разграничить природу и человеческое общество, которое, по их мысли живет по своим собственным законам, отличным от природно - физических. Не объяснить общество с точки зрения всеобщих законов физического мира, а понять смысл социальных явлений, структур и процессов. Законы, по которым развивается природа и общество, различны. Дойти до сути общественных законов невозможно, их сущность, лежащая в основе социальных процессов и явлений, в принципе непознаваема. В. Виндельбанд Г. Риккерт В. Дильтей
Неопозитивизм Принципы неопозитивизма: Натурализм – подчинение социальных явлений природным законам Сциентизм – методы социологии должны быть точными, строгими, объективными, как и методы естественных наук. Бихевиоризм- мотивацию социального поведения можно исследовать только через открытое поведение. Верификационизм-истинность научных утверждений должна утверждаться на основе опыта и эксперимента. Квантификация-все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно Объективизм- социология должна быть свободна от ценностных суждений и идеологических схем. П. Лазерсфельд К. Поппер
Основные направления современной социологии Современная социология преодолела споры позитивистов и анти позитивистов. Различия социологических направлений носят не фундаментально философский, а практико - методический характер. Дело не во взглядах на мир, а в подходе к пониманию природы общества и подходе к социологическим исследованиям. Различия в определении предмета социологии Дюркгейма и Вебера легли в основу разделения всех направлений современной социологии на объективные и субъективные. Для объективного подхода существующим является общество как система, а человек – частичка, элемент этой системы. Характерны индуктивные методы исследования, как системный, структурный, функциональный анализ. Для субъективного подхода характерно начинать исследование от человека, индивидуальных связей и отношений, переходя затем к групповым. Здесь общество рассматривается как сумма связей между личностями, составляющими его.
Направления объективного подхода Структурный анализ ( Клод Леви-Стросс) Функциональный анализ (Р. Мертон) Системный анализ ( Т. Парсонс) Направления субъективного подхода Символический интеракционизм Г. Блаумер, Дж. Мид, Ч. Кули Феноменология Э. Гуссель, А. Шюц Психологическое направление З. Фрейд, Э. Фромм
Г. Лебон ( )
Т. Парсонс ( )
Р. Мертон ( )
Дж. Мид ( )
Р. Дарендорф (р.1929)
Дж. Хоманс (р.1910)
Социология в России
Анархические идеи
Социологические взгляды русских революционных демократов
Н.К. Михайловский ( )
Н.Я. Данилевский ( )
П. Лавров ( )
М.М. КОВАЛЕВСКИЙ ( )
П. Сорокин ( )