Исследовательская работа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Автор работы: Клочкова И. Руководитель: Никишова И.В. Происхождение демонологических образов в романе
Гипотеза Гипотезой является предположение, что через анализ генезиса демонологических образов можно прийти к пониманию места и значения булгаковских «тёмных сил».
проследить процесс изменения демонологических образов на протяжении веков, с помощью этого попытаться раскрыть суть, смысл, роль булгаковского сатаны и его свиты в романе. Цель:
Представления о мире и демонологических образах в мифологии, фольклоре и христианской традиции
Мифология Представления о демонах и нечистой силе менялись на протяжении веков. Мифические образы, созданные воображением народа, стали персонажами мифических легенд с облачным содержанием, с животными и человеческими образами, они легли в основу мифологии, вместе с ней развивались и падали.
Фольклор Когда человек ощутил себя центром создания и утратил часть суеверного страха перед природой, мифические легенды приняли другой характер, они дожили до нас в форме сказок, в которых прослеживаются следы мифологического сознания человека. Но с течением времени большую роль в сказках стали играть и житейские отношения. Сказка связана с мифологическими представлениями первобытного человека, но в то же время выражает их преодоление.
Христианство Демонологические образы фольклора нашли свое отражение и в христианских представлениях о бесах и дьяволе, которые, в свою очередь, также повлияли на народные представления о нечистой силе. Библейский сатана и его слуги отличаются от древних демонологических образов. Но так как вера в дьявола на Руси развивалась со времени ее христианизации на основе старых народных, языческих представлений, божий противник был наделен чертами, присущими его предшественникам. Христианство разработало свою демонологию, которая включила и ветхозаветные представления, и верования в злых духов и новые идеи, связанные с христианским пониманием мира и его судеб. Существующая в народе вера в дьявола, которую церковь широко пропагандировала в средние века, приняла просто фантастический характер и переросла в дьяволоманию.
Происхождение образа Воланда и его свиты У булгаковского Воланда как литературного героя родословная огромна. Он вырастал до огромных философских обобщений в сочинениях Мильтона, Гёте, Байрона», стал толчком для прекрасных произведений М. Мусоргского, Ш. Гуно, А. Бойто, Г. Берлиоза, Ф. Листа, воплотился в великих созданиях живописи и скульптуры. Демон, дьявол, сатана, Вельзевул, Люцифер, Асмодей, Мефистофель... Более всего Воланд Михаила Булгакова связан с Мефистофелем из «Фауста» Гёте, разумеется.
Но вначале – первым толчком для этого необыкновенного замысла – был все- таки не Гёте. Вначале была музыка, источник простой и поэтичный – опера Шарля Гуно «Фауст», написанная на сюжет «Фауста» Гёте и поразившая Булгакова в детстве – на всю жизнь.
Значение « Князя тьмы » в романе Воланд не является традиционной фигурой сатаны, дьявола, Мефистофеля, Князя Тьмы, привычным олицетворением «тёмной силы», осуществляющей в человеческом земном мире свою волю. Булгаковский дьявол не стремиться к мировому господству, не желает создать вселенский хаос, совращая людей на преступления, не противостоит мировому добру и не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, делая тайное явным.
Воланд до сих пор остаётся самым загадочным персонажем романа «Мастер и Маргарита». Воланд до сих пор остаётся самым загадочным персонажем романа «Мастер и Маргарита». Он – первый дьявол в истории мировой дьяволиады, который живёт по законам Христа. Образ Воланда - это аллегория, трактовку которой каждый читатель воспринимает согласно своему мировоззрению. Мне кажется, что Воланд, в-первую очередь, вершитель всемирного правосудия, который пришёл на землю, чтобы казнить и миловать, и он знает, кого и за что казнить, кого и за что миловать. Но автор лишь намекает, позволяя угадывать, что Воланд открыто выполняет его собственные затаённые мысли и желания. Поэтому Воланд не приобретает живой характеристики, оставаясь аллегорией авторской совести и мудрости.
Выводы Таким образом, магическое, демоническое в романе "Мастер и Маргарита" служит вполне реальным целям. Сами образы и мотивы фантастических действий булгаковского романа - весь этот сонм ведьм, русалок, чертей, говорящих котов, упырей и прочей нечистой силы вторгается в реальную человеческую жизнь, внося в нее страх или удивление, щемящую тоску или демонические страсти, одаривая волшебной таинственной силой одних и обрекая на гибель других.