Буддизм – это религиозно - философское учение о духовном пробуждении, возникшее около Vl века до н. э в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Сами последователи этого учения называли его « Дхарма » ( Закон. Учение ) Термин « буддизм » был создан европейцами Х l Х веке. Различные исследователи определяли буддизм по - разному, - как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование. В настоящее время некоторые исследователи и буддийские деятели, в том числе Далай - лама Х IV, определяют его как « науку о сознании »
Будда - Пробуждённый, Просветлённый. Это не имя, данное личности, а состояние ума. Будда является Всемирным Учителем, провозглашающим и объясняющим Четыре Благородные Истины, таким образом он способен направить других по пути к достижению такого же просветления. В Каноне Всемирный Учитель соответствует Самма - Самбудде, а его Просветлённые Последователи называются Архатами ( Архата - Буддами ). Дхарма - учение Будды. Слово " дхарма " имеет много значений, к тому же Учение Будды соответствуют Будда - Дхарме, термину, который большинство буддистов предпочитает " Буддизму ".
Наблюдая несколько лет за своим разумом, Будда Шакьямуни высказал свою мысль о том, что причина всех страданий людей – они сами. Будда считал, что люди очень привязаны к материальным ценностям, что имеют привычку создавать иллюзии. Он полагал, что путь избавления от этих страданий состоит из медитации и практики самоограничения ( то есть следование определенным заповедям ). В буддизме главное – стремление к очищению разума от страха, эгоизма, ревности, лени, жадности, злости и других состояний, которые мы привыкли называть пороками. Развивает буддизм такие качества, ведущие к благополучию, как трудолюбие, доброта, сострадание и прочие. За время своего распространения буддизм впитал в себя большое количество различных верований и обрядов.
означает временное, непостоянное, изменчивое. Всё, что возникает, подвержено разрушению. Аничча означает страдание, недовольство, неудовлетворённость, то, что трудно переносить, и т. д. Это происходит потому что всё, что является составным, изменчиво и, в конечном счёте, несёт страдание тем, кто в это вовлечён. Дуккха означает бессамостность, не -" я ", не - эго, и т. д. Под каната подразумевается факт того, что ни в нас самих, ни в ком - либо другом пребывающая в центре сердца сущность не является сущностью ( сунната ) как таковой. Анатта Три Качества Жизни Все составные вещи непостоянны ( аничча ), неудовлетворительны ( дуккха ), и бессамостны ( каната ). Эти три аспекта называются Три Качества или Три Признака Жизни, потому что все составные вещи управляются этими тремя.
На основе махаянских представлений буддизм часто делят на Хинаяну («Малую колесницу») и Махаяну («Великую колесницу»), отдельно от последней также часто выделяют Ваджраяну («Алмазную колесницу») [ Хинаяна также может делиться на колесницу шравак и колесницу пратьекабудд, образуя таким способом вместе с Махаяной Три колесницы по другому принципу. [Три колесницы
Хинаяна ( малая колесница ), говорит о том, что любой человек в состоянии сам, без посторонней помощи достичь полного освобождения. Это достигается путем отрицания ( не принятия ) существования мира и царящего в нем положения вещей, как навязанного свыше. Махаяна ( большая колесница ) в отличие от Хинаяны, которая по сути является путем монаха, подразумевает всю полноту жизни в миру. То есть принятие того, что мир не совершенен, но чтобы его превзойти, надо слиться с ним, понять его законы и уметь использовать их. Ваджраяна ( Алмазна я колесница ). Это совершенно особое ответвление буддизма, весьма запутанное и изобилующее тайнами. Непосвященным про него мало что известно. В соответствии с этим учением человек может достичь Просветления и стать Буддой еще при жизни, но для этого требуется особенная твердость в вере.
В отличие от монотеистических религий ( иудаизм, христианство, ислам ), в буддизме нет : всемогущего Бога - творца или Бога - личности, сотворения мира, мир считается « никем не созданным и никем не управляемым »; в то же время вопрос о том, есть ли у мира начало, считается « не имеющим ответа », вечной души, искупления грехов, безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы ( хотя буддизм указывает на возможность проверки существования магии, но не допускает стремления к её обретению ), абсолютной преданности, религиозной организации, аналогичной церкви ( буддийская сангха является сообществом, а не организацией ), единственного мироздания, число миров считается бесконечным, провидения, за что буддизм иногда характеризуют в качестве « религии - самоспасения », непременного отказа последователя от других религий. Последователь буддизма может быть одновременно последователем синтоизма, даосизма и « любой другой религии », при этом не нарушая основ буддийского учения, что является одним из проявлений буддийской толерантности