Цель: определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллектива школы. Задачи: 1. Рассмотреть понятия: компетентностный подход; компетенция; компетентность. 2. Основные компетентности педагога. 3. Профессиональные компетенции педагога, влияющие на качество обучения.
3
Компетентностный подход – это совокупность: целей образования отбора содержания образования организации образовательного процесса оценки образовательных результатов
Наиболее востребованные качества и умения: саморазвитие (способность к самообразованию) решение проблем, общение (устная и письменная коммуникация) работа с другими (сотрудничество) владение информационными технологиями адаптация на рынке труда (эффективное поведение на рынке труда, предпринимательская деятельность)
Ключевые компетенции - универсальны, применимы в различных жизненных ситуациях; ими должен обладать каждый член общества; ключ к успешной жизни человека в обществе; универсальные способы социальной деятельности
4 элементарные ключевые компетенции: информационная- готовность работать с информацией; коммуникативная- готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной кооперативная- готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих; проблемная- готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
Что даёт компетентностный подход учителю и ученику? согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся; подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже; подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.
Компетентностный подход позволяет повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся; облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении; разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования; не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.
Педагог должен уметь: успешно решать свои собственные жизненные проблемы; ориентироваться в ситуации на рынке труда; видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников; проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям; чувствовать проблемность изучаемых ситуаций; связывать изучаемый материал с повседневной жизнью; закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике; планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы;
Педагог должен уметь: ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися; в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»; привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся; оценивать достижения учащихся не только отметкой- баллом, но и содержательной характеристикой; оценивать учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств; видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
Компетентность - способность человека решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено).
Компетенция – способность человека следовать определённым стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена работа, деятельность).
Компетентный – обладающий знаниями, позволяющими судить о чем-либо; знающий, сведущий в определенной области; обладающий компетенцией; правомочный. 14
Основные компетентности педагога: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ Способность решать профессиональные проблемы в условиях профессиональной деятельности Сумма знаний и умений, определяющих результативность и эффективность труда Комбинация личностных и профессиональных качеств
Критерии компетентности учителя Составляющие компетентности Педагогическая деятельность Психолого- педагогическое общение Личность учителя 17
Педагогическая деятельность Уровень обученности ЗУН Уровень сформированности ОУУН Инновационная работа Самообразование, исследовательская работа Образование, квалификация Самоанализ, самодиагностика 18
Психолого-педагогическое общение Интерес, мотивация Сознательное обучение Отношения: учитель ученик Учет индивидуальных особенностей ученика 19
Личность учителя Эмоциональность Выразительность речи Творческое начало личности Организаторские способности Чувство юмора Настойчивость, дисциплинированность 20
Критерии оценки учителя учениками нашей школы 1.Доверие к ученикам 2.Профессиональное мастерство 3.Доброта 4.Справедливость 5.Остроумие 6.Умение понять ученика и найти с ними общий язык 7.Творческие способности 8.выразительность речи 9.Строгость 10.Ответственность 12.Уважение к ученикам 13.Чувство юмора 14.Не обзывать учеников 15.Отходчивость 16.Эмоциональность. 21
Современные образовательные технологии Традиционные технологии Игровые технологии Тестовые технологии Модульно-блочные технологии Интегральные технологии Технология опорных сигналов Технология адаптивной системы обучения и многие другие 22
Функции педагогического общения Информационная Социально-перцептивная Самопрезентативная Интерактивная Аффективная 23
Способы регулирования конфликтов и поведенческих стратегий Соревнование (конкуренция) – «Акула» Приспособление – «Медвежонок» Компромисс – «Лиса» Избегание – «Черепаха» Сотрудничество – «Сова» 24
Умные мысли для вашей души Люблю предмет, который я люблю Я горы вмиг с ребятами сверну Я слушаю других – какое чудо! Я и творить, и натворить умею Свои ошибки детям я прощаю Мне юмор в детстве подмешали в молоко Я знаю мало, и я это знаю Профессия досталась мне от Бога! 25
«Лицо педсовета» Интерес Безразличие Чувство Непонимание (мне всё равно) удовлетво- рения 26