(от фр. moderne современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil «молодой стиль») художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства..
Дадаизм, или да-да модернистское течение зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Существовало с 1916 по 1922 г. Дадаизм наиболее ярко выразился в отдельных скандальных выходках заборных каракулях, чертежах, не имеющих никакого смысла, комбинациях случайных предметов. Марсель Дюшан «Фонтан»
(от лат. expressio, «выражение») течение в, получившее развитие в конце XIX начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Франц Марк «Олени в лесу».
Эдвард Мунк «Крик» (1893) одна из наиболее известных художественных работ экспрессионизма.
(от Примитив) в изобразительном искусстве конца вв., намеренное упрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества. Теодор Руссо «Тигр и буйвол»
Анри Руссо «Экваториальные джунгли»
(фр. Cubisme) авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Андре Лоте «Париж»
Пикассо Пабло «Муза».
(фр. surréalisme сверхреализм) направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Сальвадор Дали «Геополитический младенец наблюдающий рождение нового человека»1943 г.
Сальвадор Дали «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения» 1943 г.
(лат. futurum будущее ) общее название художественных авангардистских движений 1910-х начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и Россиилат. Умберто Боччони «Улица входит в дом» 1911 г.
(лат. abstractio удаление, отвлечение) направление не фигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан. Пит Мондрииан
Кандинский Василий «Двое на лошади» 1906 г.
(от лат. supremus наивысший) направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Выражался в сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные композиции. Казимир Малевич «Атлеты» 1933 г.
(англ. abstract expressionism) движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Появилася в 1940-е, под влиянием идей Андре Бретона, её приверженцами были Ганс Хоффман, Аршиль Горки, Адольф Готлиб и др. Особый размах движение получило в 1950-е гг., когда во главе его встали Джексон Поллок, Марк Ротко и Виллем де Кунинг. Виллем де Кунинг Без названия 14
Джексон Поллок - Хранители тайн (1943).
авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно- прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 первой половине 1930 годов. Характеризуется строгостью, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.
(англ. Pop-art) или популярное, общедоступное искусство, второе значение связано с англоязычным звукоподражательным рядом слова в значении отрывистый ударили производящее шокирующий эффект направление в искусстве. Представители направления используют образы продуктов потребления в качестве элемента художественного произведения. Источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография. Энди Уорхол «Мэрлин Монро»1967 г.
Энди Уорхол «Зебра» 1983 г.
Хэппенинг (или хеппенинг, англ. happening) форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию. Одна из задач хеппенинга преодоление границ между художником и зрителем. Основоположником является Джон Кейдж, который осуществил первый хеппенинг в 1952 году. Термин в 1958 году был предложен Аланом Капроу, учеником Кейджа
(англ. installation установка, размещение, монтаж ) форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.
(, англ. performance представление, выступление ) форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. Впервые слово перформанс было применено к своему произведению-действию композитором Дж. Кейджем в 1952 году, исполнившим на сцене «4'33"» (4 минуты 33 секунды тишины). Как направление искусства перформанс возник в 1960-е годы в творчестве таких художников, как Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нитч, Крис Бёрден, Йоко Оно, Йозеф Бойс и др. В России наиболее известны перформансы Олега Кулика, супругов Герловиных, Елены Ковылиной и пр.
( граффито ; от итл. Graffito, graffiti) изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. Разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» процарапанные надписи (graffiare «царапать»). В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски.