Глава 5. Основы теории потребительского поведения
5.1. Маржинализм и теория потребительского поведения Полезность блага Полезность блага Полезность блага – это их потребительский эффект, наличие таких свойств и качеств, которые удовлетворяют конкретным субъективным запросам. Классификация благ Классификация благ В основе классификации благ лежит их разделение на экономические и неэкономические. Экономические блага – это редкие блага, доступный объем которых меньше потребности в них. Ценность блага Ценность блага Совершенно очевидно, что способность благ удовлетворять человеческие потребности имеет не только качественную, но и количественную сторону. Целевые установки потребительского поведения индивида всегда субъективны: отсутствуют и объективные критерии оценки, и четкие количественные измерители.
Кардинализм и ординализм Кардинализм и ординализм Кардинализм – основано на допущении возможности точно измерить полезность благ и на использовании с этой целью гипотетических количественных единиц полезности – юбилей. Ординализм, более современное направление, концентрирующее свое внимание на приоритетах потребления, получило название от немецкого die Ordnung – порядок Кардинализм: предельная полезность благ и потребительское равновесие Общая полезность Общая полезность Накопленная сумма полезностей от всей совокупности последовательно приобретенных единиц определенного блага называется общей полезностью ( и обозначается TU).
Предельная полезность Предельная полезность Предельная полезность (MU), это полезность, которую приносит потребителю использование дополнительной единицы данного блага. Закон убывающей предельной полезности Закон убывающей предельной полезности Суть экономического закона убывающей предельной полезности состоит в том, что по мере роста потребления однородных благ суммарный полезный эффект от них увеличивается, но одновременно неуклонно убывает предельная полезность каждой дополнительной единицы этого приращения. Равновесие потребителя Равновесие потребителя Ограниченность личного бюджета и стремление с учетом существующих цен распределить его наиболее рационально, вынуждают покупателя делать выбор: одни блага покупать, а от других отказываться. Из многочисленных альтернатив потребитель выбирает такие варианты и сочетание благ, которые соответствуют его представлениям о полезности покупок, соизмеренных с возможностями личного бюджета.
Закон равных предельных полезностей Закон равных предельных полезностей Максимизирую полезность, покупатель действует в соответствии с законом равных предельных полезностей на единицу своих денежных расходов. В аналитической форме максимум общей полезности можно выразить так: TU = max, При Где MU1…..MUn – предельная полезность покупаемых благ; P1…..Pn – цена покупаемых благ; ג – предельная полезность денег. Бюджет потребителя и величина закупок Бюджет потребителя и величина закупок Полезность закупок максимизируется при условии соблюдения пропорции:
«одинаковая предельная полезность на каждую дополнительную единицу денежных затрат». В тоже время абсолютная величина закупок благ определяется размерами бюджета потребителя, что можно выразить следующим образом: QxPx + …+ QyPy = i, Где Qx, Qy – количество приобретаемых благ; Px, Py – цены этих благ; i – доход потребителя, его личный бюджет. Значение и ограниченность кардинализма Значение и ограниченность кардинализма Попытки реального измерения абсолютной величины полезности – этой центральной категории с позиции кардиналистского подхода – не увенчались успехом. Вместе с тем проведенный в рамках кардинализма анализ процесса максимизации общей полезности потребителем оказал огромное влияние на экономическую теорию и до сих пор часто используется как простейшая модель описания поведения потребителей.
5.3. Ординализм: категории потребительских предпочтений Аксиомы ординализма Аксиомы ординализма Аксиома «ненасыщения» гласит, что при прочих равных условиях для покупателя большое количество данного блага предпочтительнее меньшему его количеству; качественные блага предпочтительнее некачественных и т.д. Аксиома «рефлексивности»: если два набора благ одинаковы, то оценивая их полезность, покупатель признает, что любой из этих наборов не хуже другого. Аксиома «полной упорядоченности»: при наличии двух различающихся наборов благ потребитель способен либо ранжировать свои предпочтения в пользу одного их них, либо признать их в равной степени предпочтительными. Аксиома «транзитивности»: если покупатель предпочитает набор 1 набору 2, а набор 2 набору 3, то он предпочитает набор 1 набору 3.
Ранг вместо абсолютной величины полезности Ранг вместо абсолютной величины полезности В теории ординализма целевая установка потребителя – максимизация полезности от приобретаемых экономических благ – достигается методом выбора наиболее предпочтительного набора благ из всех имеющихся и доступных потребителю вариантов. В такой трактовке понятие полезности благ тождественно понятию порядковой предпочтительности благ. Кривая безразличия Кривая безразличия Если различные комбинации наборов благ имеют с точки зрения потребителя равнозначную, одинаковую порядковую полезность, то потребителю безразлично, какой из них выбрать. Любая кривая безразличия – это набор товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю как бы «безразлично» какой из них выбрать.
Предельная норма замещения Предельная норма замещения Кривая безразличия всегда соответствует только одному уровню потребления, представленному в различных вариантах наборов благ. Количественная мера взаимозаменяемости разных экономических благ измеряется предельной нормой замещения (MRS). Где MRSy,x – предельная норма замещения благ Y и X; Qx, Qy – количества взаимозамещаемых благ X и Y; U = const – фиксированный уровень полезности для достигнутого уровня благосостояния потребителя.
Карта кривых безразличия Карта кривых безразличия Каждому уровню потребления соответствует своя кривая безразличия. Совокупность всех кривых безразличия, соответствующая всем уровням потребления данного потребителя, называется картой кривых безразличия. Бюджетные возможности и бюджетная линия Бюджетные возможности и бюджетная линия На рис. бюджетные возможности имеют вид бюджетной линии и соответствуют личному денежному доходу потребителя, который при данных рыночных ценах используется на приобретение потребительских благ. Любая точка на бюджетной линии – это выбор из вариантов товарных наборов, между которыми потребитель распределил свой денежный доход, личный бюджет.
Смещения бюджетной линии Смещения бюджетной линии Смещение бюджетной линии KL вправо означает рост бюджетных возможностей для приобретения наборов благ более высокой полезности при данных ценах. Наоборот, смещение бюджетной линии KL влево означает понижение уровня потребления, благосостояния и уровня жизни в целом. Направление смещений бюджетной линии зависит от изменения реального дохода, определяющего благосостояние людей.
5.4. Статическое и динамическое равновесие потребителя Равновесие потребителя Равновесие потребителя Вспомним теперь, что в реальности существует не три, а огромное множество кривых безразличия. Процесс установления потребительского равновесия состоит поэтому, в том, что потребитель выбирает самую высокую из них, имеющую точку касания с бюджетной линией. Кривая «доход – потребление» Кривая «доход – потребление» Точка равновесия отражает оптимум потребителя в статике, когда ни номинальные доходы, ни цены товаров не меняются. На самом деле такие перемены, конечно, происходят, вызывая перемещения бюджетной линии.
Все точки, показывающие последовательный рост потребления под влиянием возрастающего реального дохода, будучи соединенными в единую линию, называются кривой «доход – потребление».
Кривая «цена – потребление» Кривая «цена – потребление» Кривая «цена – потребление» - это графическая интерпретация последствий частичного снижения цен при неизменных доходах. Из кривой «цена – потребление» вытекает закон спроса – обратная зависимость между движением цен и количеством закупок по этой цене. Линия «цена – потребление» показывает влияние изменения цен на замещение одного товара – другим.
Эффект замещения и эффект дохода Эффект замещения и эффект дохода Эффект дохода – это изменение величины спроса на данный товар, вызванное изменением реального дохода в результате роста или снижения его цены. Эффект замещения – это изменение величины спроса на данный товар, вызванное перераспределением спроса в его пользу а результате роста или снижения цены данного товара.