1. Принципиальное различие основного и дополнительного образования детей (внешкольного образования) Специфика и самоценность дополнительного образования детей как типа образования: направления и вида деятельности, содержания своего образования, объема и темпа его освоения, педагога, формы и темпа освоения образовательной программы, результатов; добровольный, свободный выбор направления и вида деятельности, содержания своего образования, объема и темпа его освоения, педагога, формы и темпа освоения образовательной программы, результатов; ребенка, его семьи – основной источник заказа на образовательную деятельность; индивидуальные, частные потребности ребенка, его семьи – основной источник заказа на образовательную деятельность; - к познанию и творчеству; реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства; цели - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства; базовый педагогический принцип - во взаимодействии с каждым ребенком или подростком по поддержке его саморазвития, самоактуализации, самоопределения; базовый педагогический принцип - принятие и защита индивидуальных интересов в совместной деятельности, во взаимодействии с каждым ребенком или подростком по поддержке его саморазвития, самоактуализации, самоопределения;
содержание образования, его цели и задачи, планируемые результаты и способы их достижения разрабатываются каждым педагогом и фиксируются в его собственной образовательной программе с учетом принципов партнерства и сотрудничества; отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, что создает благоприятные условия для творчества, инновации, инициативы, успешности в достижении общезначимой цели, самопроявления, самодеятельности; индивидуальный подход как признание ценности индивидуального развития, динамики субъективного опыта каждого ребенка и подростка и, соответственно, обеспечение его через разнообразие и вариативность образовательных услуг; отсутствие универсальных, единых для всех стандартов содержания образования, но подчиненность природе ребенка, его «нормальному развитию» (В.И. Слободчиков), естественному росту, культурному и личностному становлению;
доминанта в образовательном процессе установки на индивидуальный опыт продуктивной деятельности и учения (процесс создания знаний) с учетом свободного выбора, интересов всех участников объединения, но с четким определением ответственности каждого вовлеченного в совместную деятельность, живую коммуникацию и межличностные взаимоотношения; организационная форма конкретного объединения (кружок, клуб, театр, мастерская, лаборатория, школа искусств, секция и т.д.) определяется программой педагога, но это всегда со-бытийная общность детей разного возраста и взрослых; каждое объединение (образовательная программа) инициируется интересом, потребностями, ожиданиями, нуждами детей и подростков, их родителей, но проектируется и развивается в каждом образовательном учреждении от этапа простого «клуба как клубка детской кооперантности» до уровня управляемой педагогом «кооперативной организованности и перестает быть только сообществом детей, становясь сообществом детей и взрослых» (С.Т. Шацкий);
каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их; численный состав объединения, продолжительность занятий, формы их проведения устанавливаются педагогом и утверждается в учреждении; осуществляется «без каникул» и без строго фиксированных сроков движения по этапам образовательного процесса.
Что дает дополнительное образование детей школе? Дополнительные образовательные программы Дополнительные образовательные программы, которые: обеспечивают вариативность (содержания, уровней его сложности, форм организации процесса, методов обучения, результатов и эффектов) основной образовательной программы, создают условия для выбора индивидуального образовательного маршрута и параметров его освоения с учетом особенностей здоровья, развития, запросов ученика, его родителей. являются технологией субъект-субъектного взаимодействия или детско- взрослого договорного сообщества партнеров в образовательной деятельности. Программы дополнительного образования детей Программы дополнительного образования детей для содержательного наполнения внеучебной деятельности школьников, разработки и реализации ее конкретных форм и видов. Педагогическую поддержку Педагогическую поддержку как особую педагогическую деятельность, содействующую индивидуальному развитию самостоятельности в успешном решении проблем каждого ученика и детского сообщества как субъекта образования. Среду = поле деятельности Среду = поле деятельности для инициирования ученика на приобретение опыта САМО-деятельности (становление индивидуальной свободы личности как способности быть субъектом собственной жизнедеятельности), а также развития исследовательской и проектной культуры учителя (всех специалистов школы).
2. Принципиальное единство общего основного образования и дополнительного образования детей Образование - фактор развития личности и общества. Цель образования - развитие способности человека к самостоятельности в целеполагании, определению своих взглядов и позиции; способности к саморегуляции поведения и решению познавательных, ценностно- ориентационных, коммуникативных, практических проблем в различных сферах жизнедеятельности. Смысл образования – не накопление отдельных знаний и умений или их комплекса как «строительного материала», но освоение способности учиться получать знания, применять знания, учиться жить вместе, быть личностью, несущей ответственность. Образованный человек – это человек культурный, ориентирующийся в ценностях культуры, принимающий их и способный решать свои личностные и социальные проблемы в контексте культуры ПОЛНОЦЕННОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ возможно только через сочетание всех источников образовании при условии организации их взаимо- СО- действия
Дополнительность – создание полноты и целостности (А. Ребера) Полнота Полнота –результат суммирования частей, как рядоположенных, так и не рядоположенных, но не противоречивых друг другу. ЦелоеЦелое не получается суммированием частей, но развивается одновременно с обособлением частей по мере прогрессивного усложнения организации. Целостность результат взаимной дополнительности противоположных частей.