Утренняя гимнастика, принципы ее организации и методика проведения
В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большими трудностями Растить детей здоровыми, сильными жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения
Параллельное развитие мышечной, нервной систем, увеличение массы скелетных мышц, суставов, хрящевых тканей. Отсутствие устойчивых изгибов позвоночника(появляются к 4 годам) Несформированость свода стопы (уплощенная стопа) Поверхностное дыхание (дыхательная мускулатура не сформирована) Работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц Особенности анатомо- физиологического развития ребенка
Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка Освоение движений, развитие речи ребенка и расширение словаря активной речи Закрепление условных связей между словами, движением и образом Эмоциональная насыщенность занятий
Поддержка и помощь во время занятий Побуждение ребенка к самостоятельному проявлению волевых усилий для достижения цели Проведение систематических занятий, учитывая принцип последовательности заданий (от легких к более трудным) Обучение движениям - воспитательный процесс приучения детей активно выполнять задания, заинтересованности, выдержки, самостоятельности Факторы повышения эффективности обучения
Комплекс несложных физических упражнений выполняемых ежедневно утром после сна Состоит из комплекса специально подобранных физических упражнений на важнейшие группы мышц Направлена на решение оздоровительных задач Способствует укреплению костно-мышечного аппарата и развитию систем жизнеобеспечения организма Воспитывает привычку к регулярным занятиям и формирует психические качества ребенка Утренняя гимнастика (зарядка)
Построение 2-3 вида ходьбы 1-2 вида бега Упражнение на внимание (носят имитационный характер) Ходьба и построение для ОРУ Структура утренней гимнастики Вступительная часть
Упражнения на дыхание, для мышц рук и плечевого пояса Упражнения для мышц туловища Для ног и туловища Комбинированные Прыжки с чередованием ходьбы Упражнение на дыхание Основная часть (ОРУ)
Ходьба в медленном темпе Хороводы и элементы подвижных игр Стихи и четверостишья Заключительная часть
Строевые упражнения (построение в круг, в пары, друг за другом, подгруппами, всей группой) Общеразвивающие упражнения (для рук и плечевого пояса, пояса, туловища и ног) Ходьба (с выполнением поднимания коленей, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной систем Подбор упражнений для утренней гимнастики
Гимнастику необходимо проводить в одно время Занятия следует проводить натощак, прополоскав рот Выполнение упражнений сочетать с воздушным закаливанием Правильно и точно выполнять каждое упражнение, с достаточным напряжением мышц и бодрым телом Следить за правильностью дыхания, не задерживать дыхание, дышать через нос полной грудью Сложность и физическая нагрузка повышается постоянно Основные правила при выполнении утренней гимнастики
Во время проведения занятий обеспечивать правильную физическую, психологическую и эмоциональную нагрузку Использовать знакомые детям упражнения и команды Сочетать различные виды ходьбы для профилактики плоскостопия Следить за положением тела и работой ног при ходьбе, беге, своевременно исправлять ошибки не прекращая занятия Продолжительность бега без перерыва для младшего возраста с, для среднего с, для старшего с, для детей 6 лет с(эти нормы могут меняться в зависимости от состояния здоровья и уровня подготовленности) Методика проведения утренней гимнастики
Упражнение для мышц рук и плечевого пояса Упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног В конце бег в чередовании с прыжками и ходьбой и упражнениями для плечевого пояса и рук Количество упражнений и дозировка с учетом возраста и физической подготовленности (3-4,4- 5,5-6 отд.) Выполнение упражнений из различных исходных положений тела (стоя, сидя, лежа) и контроль за положением тела, поддержания осанки, правильность дыхания Требования к подбору и последовательности выполнения общеразвивающих упражнений
Подбор упражнений и нагрузки в зависимости от погоды и температуры воздуха Наличие у детей необходимой одежды и обув и Особенности проведения утренней гимнастики на площадке и в зале
Регулярное выполнение комплексов утренней гимнастики, разработанных с учетом закономерностей развития и функционирования организма и индивидуальных особенностей конкретного ребенка, позволяют подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, сформировать достаточный уровень готовности к обучению в школе.
Спасибо за внимание!