Суда на воздушной подушке. ВЫПОЛНИЛ: ШИРЯЕВ В.И. СТУДЕНТ 3 КУРСА ФТП
Судно на воздушной подушке (СВП) тип судна с динамическим принципом поддержания, которое может двигаться с большой скоростью и над водой, и над твёрдой поверхностью (амфибийные СВП) на небольшом расстоянии над ним, на так называемой воздушной подушке, образованной нагнетаемым под днище воздухом.
Принцип действия Воздушная подушка это слой сжатого воздуха под днищем судна, который приподнимает его над поверхностью воды или земли. Отсутствие трения о поверхность позволяет снизить сопротивление движению. От высоты подъёма зависит способность такого судна двигаться над различными препятствиями на суше или над волнами на воде.
По способу создания различают статическую (создаваемую вентилятором) и динамическую (создаваемую за счёт повышения давления при движении аппарата вблизи опорной поверхности) воздушные подушки. По схеме образования различают следующие виды воздушной подушки: камерная; снеговая; сопловая; щелевая; крыльевая (динамическая).
Наиболее простой способ образования воздушной подушки камерный. Воздух, нагнетаемый вентилятором под куполообразное днище, свободно вытекает по его периметру. Чем больше подача воздуха, тем выше поднимается судно, но это требует повышенных затрат энергии, поэтому при большой высоте подъёма этот способ не экономичен. Для уменьшения расхода воздуха у судов, предназначенных для движения только над поверхностью воды, подушку по бортам ограждают погруженными в воду жёсткими стенками или узкими корпусами скегами. Такие суда называют судами скегового типа.
Более экономичен при большой высоте подъёма сопловой способ образования воздушной подушки, когда нагнетаемый вентилятором воздух подаётся под днище через наклонённые внутрь сопла, расположенные по его краям. Струи вытекающего из сопел воздуха изгибаются так, что центробежные силы, действующие на движущиеся по криволинейным траекториям частицы воздуха, уравновешиваются повышенным давлением в подушке, и воздушная подушка как бы «запирается» этими струями. Для увеличения высоты подъёма и уменьшения затрат мощности на образование воздушной подушки по её периметру дополнительно устанавливаются гибкие ограждения.
Преимущества и недостатки Преимущества Основным преимуществом судов на воздушной подушке является скорость; Навигационный период данного вида флота полностью неограничен суда могут ходить и в летнее, и в зимнее времена года. Суда могут преодолевать уступы до 1,0 метра. Недостатки Недостатком данного вида флота несомненно является малая пассажировместимость. Хотя данную проблему уже начинают решать. Так, например, спроектировано и построено СВП «А48», которое вмещает до 48 человек, и при этом для его управления необходимо всего 2 человека экипажа. Огромным недостатком СВП является большой расход топлива. Это связано с необходимостью использования мощных двигателей для нагнетания воздушной подушки. Но это не относится к малым судам на воздушной подушке которые экономичнее аэроботов и аэроглиссеров. Следствием использования мощных двигателей является высокая шумность, но при этом шумность меньше чем у аэроботов и аэроглиссеров ; СВП имеют ограниченный угол выхода на берег.
История создания Одно из первых судов на воздушной подушке с повышенной морепроходностью, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов через пролив Ла-Манш при волнах высотой до 3-х метров - английское судно СР 4, построенное в 1967 г. Оно имеет сопловую схему образования подушки с гибким ограждением высотой 2,1 м. Водоизмещение судна 167 т., на нем размещается 670 пассажиров (или 174 пассажира и 30 автомобилей). Четыре газовые турбины мощностью по 3130 к Вт приводят во вращение 4 вентилятора и 4 винта изменяемого шага. Максимальная скорость над водой км/ч. Схема работы судна с воздушной подушкой: 1 маршевые винты; 2 поток воздуха; 3 вентилятор; 4 гибкая перепонка