Подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ 9» Дунаева Юлия Николаевна «Использование технологии критического мышления на уроках в условиях внедрения ФГОС»
«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» Эдисон
Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму.
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия: 1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. Реализация смысла: – получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения.
Прием «Кластер». Школа Обучающиеся Учителя Кабинеты Перемены Уроки, предметы
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ?? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?
Приём «Зигзаг» Работа организовывается следующим образом: 4 основные группы 1 шаг: 2 шаг: 3 шаг:
Стратегия ЗХУ «З» знаем«Х» хотим узнать «У» узнали
«З» знаем«Х» хотим узнать«У» узнали Кто такие археологи Что такое исторические источники Как работают археологи Как находят археологические памятники Какие существуют виды исторических источников
«Кубик» к теме «Круглые тела». На что это похоже? Чем отличается? Опиши форму, размеры или др. характеристики Как это сделано? Как и где применяется? Опиши форму, размеры или др. характеристики На что это похоже? Чем отличается? Как это сделано? Как и где применяется?
Прием «Фишбоун» («Рыбная кость») Проблема : Выводы: Причина: факты:
Фишбоун на уроке истории. Тема «Феодальная раздробленность на Руси Причины распада Древней Руси Междоусобные войны и борьба за киевский престол Усиление экономической мощи отдельны х земель Отсутствую т тесные торговые связи между княжествам и Не был определен порядок наследования киевского престола Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натураль ное хозяйств о Раздробленность на Руси была неизбежна
Синквейн 1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).
Синквейн на уроке истории Россия в гг Россия царская, самодержавная воюет, подавляет, свергает эпоха мировой войны, революции, гражданской смуты сдвиг в российском обществе
Р – роль (любой человек нашей планеты) А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера) Ф - форма – рассказ, жалоба, требование Т – тема
Прием «перекрестная дискуссия» Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках ДАНЕТ Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.