Лукьянова Лидия Васильевна
Массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.
Игровой самомассаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов.
Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно- моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер. Рекомендации: проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5- минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях.
Поглаживание Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава). Свистели метели, Летели снега. Стелила постели Большая пурга, Стелила постели Морозам она, И было метелям Совсем не до сна. Мы утром в окошко Взглянули на сад – Сугробы в саду, Как подушки, лежат. В. Степанов
Растирание На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая третью и последующие строчки, сжимают и разжимают кулаки. Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей. Первый палец – боковой, Называется Большой. Пальчик второй – Указчик старательный, Не зря называют его Указательный. Третий твой пальчик Как раз посредине, Поэтому Средний Дано ему имя. Палец четвертый зовут Безымянный, Неповоротливый он и упрямый. Совсем как в семье, Братец младший – любимчик. По счету он пятый, Зовется Мизинчик. Л. Хереско
Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука). Диво дивное – паук, Восемь ног и восемь рук. Если надо наутек, Выручают восемь ног. Сеть плести за кругом круг Выручают восемь рук. B. Суслов
Разминание Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки. Толстушка-ползушка, Дом-завитушка, Ползи по дорожке, Ползи но ладошке, Ползи, не спеши. Рога покажи. Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина) Желательно вместе с ребенком вспомнить, как медленно ползет улитка.
Вибрация Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев. Уложили дятла спать В деревянную кровать. Он в кровати всем назло Продолбил себе дупло. В. Линькова Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что кисть, сложенная в щепоть, напоминает голову птицы
Поглаживание Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти. Во дворе у Толика Маленькие кролики. Беленькие кролики, Целых восемь штук. По утрам мы с Толиком Кормим наших кроликов, И едят морковку Кролики из рук. В. Кодрян Примечание. Массируемая рука изображает кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.