Создание условий для формирования элементарных математических представлений в разновозрастных группах Руководитель семинара для воспитателей разновозрастных групп, Дривицкая Т.М., февраль, 2016 года
Успешное образование детей дошкольного возраста зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Основное требование к форме организации образования, развития и воспитания – сделать занятия по образовательной области «Формирование элементарных математических представлений» максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребёнком максимальным доступным ему объёмом знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
На занятиях используются разнообразные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, действия с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры и упражнения, подвижные игры и др. Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.
При организации и проведении занятий в разновозрастной группе необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка. Поэтому необходимо более детально рассмотреть каждую возрастную группу и соотнести ее с методами и приемами, которые целесообразно будет использовать.
Методы и приёмы обучения с детьми (3-4 года) Занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» проводятся 1 раз в две недели в определенный день недели. Продолжительность занятия – 10 – 15 минут.
Методы и приёмы обучения детей (4-5 лет) Занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» проводятся еженедельно, в определенный день недели. Продолжительность занятия – 20 минут. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного. С первых занятий перед детьми данной группы ставят познавательные задачи, которые придают их действиям нацеленный характер
Методы и приёмы обучения детей (5-6 лет) В старшей группе продолжительность занятия изменяется незначительно по сравнению со средней ( минут), но заметно увеличивается объем знаний и темп работы
Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике в старшей группе в основном используются в комплексе.
ВЫВОД На основе всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей элементарным математическим представлениям необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.