Проблемное обучение и его педагогические возможности подготовила: зам. зав. по ВОР МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Пчёлка» Гришечкина Е.А.
Цель пребывания ребенка в современном детском саду - подготовка к школе развитие познавательной сферы для самостоятельного познания окружающего мира проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития развитие творчества детей во всех видах деятельности
Образовательные технологии, направленные на развитие личности ребенка: 1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса -«педагогика сотрудничества», 2. Педагогические технологии на основе активизации деятельности воспитанников. -игровые технологии -технологии, предполагающие построение образовательного процесса на проблемной основе 3. Технологии развивающего обучения 4. Технологии на основе эффективности управления и организации педагогического процесса -технологии дифференциации обучения
Проблемное обучение « Проблема - это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования». (Словарь С.И. Ожегова) Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению
Джон Дьюи - американский психолог, философ и педагог ( ).
Советские педагоги, основоположники проблемного обучения в нашей стране Т.В.Кудрявцев И.Я. Лернер А.М. Матюшкин М.И.Махмутов М.Н.Скаткин
Особенности проблемного обучения «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве ….завтра он становится способен выполнять самостоятельно» (Л.С. Выготский)
Сущность проблемного обучения: воспитатель Познавательная задача, проблемная ситуация, вопрос ребенок Ищет пути решения познавательной задачи, разрешения проблемной ситуации
Как возникает познавательная задача или проблемная ситуация: 1. Педагог сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детей. 2. Педагог ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. 3. Ребенок ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. 4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает.
Основные компоненты проблемного обучения: 1 ) Противоречие – основное звено проблемной ситуации. 2) Постановка проблемной задачи 3) Познавательная деятельность.
Проблемный вопрос Почему? Зачем? Какие птицы наших краев улетают последними? Почему дикие гуси и утки улетают на юг последними?
Проблемная задача Одна подруга живет на юге и никогда не видела снега. Другая – живет на Крайнем Севере. Там снег никогда не тает. Что нужно сделать, чтобы подруга, живущая на Севере, увидела цветы и деревья, а подруга, живущая на юге, увидела снег и лед. Но, переезжать они не хотят.
Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему?
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывет. Как ему помочь?
Компоненты проблемной ситуации: неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; познавательная деятельность; творческие возможности и достигнутый ребенком уровень знаний
Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка Не раскрывайте истину, а научите ее находить Постоянно открывайте перед детьми «Тайну двойного» (положительные и отрицательные характеристики рассматриваемого предмета) Учите детей разрешать противоречия Играйте каждый день Беседуйте с детьми на исторические темы
Рекомендации по стилю общения: Выслушивайте каждого желающего Давайте только положительные оценки Во время бесед следите за логикой ребенка. Не навязывайте своего мнения Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую – либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него В развитии творческих способностей используйте активные формы обучения: групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.
Спасибо за внимание!