Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГОУ ВО «Ивановская ГСХА им. Д. К. Беляева» Экономический факультет Кафедра менеджмента и экономического анализа в АПК
1. ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Каждому предприятию необходимо обеспечить выгодный сбыт своей продукции, обеспечивающий поступление денежных средств и выявляющий финансовые результаты. Цель - выявление резервов увеличения прибыли от реализации.
оценка объемов реализации отдельных видов продукции; изучение товарности и возможности ее повышения; выявление наиболее прибыльных каналов реализации продукции; изучения влияния факторов на выручку от реализации, финансовые результаты и цены реализации.
ЭТАПЫ Анализу подвергаются показатели, характеризующие распределение продукции Анализ объема реализации по отдельным видам продукции Анализ суммы выручки от реализации по отдельным видам продукции и определяют влияние факторов на изменение величины выручки; объем реализованной продукции; средняя цена реализации одной продукции. Анализ окупаемости затрат в разрезе по отраслям, видам деятельности, в целом по хозяйству. Для этого исчисляют показатель окупаемости затрат: Для усиления аналитичности рассматриваемого показателя его расчет производят:
От рационального использования продукции собственного производства зависят: расширение отраслей; рост товарности производства и устойчивое финансовое состояние предприятия. Объем реализации складывается под воздействием многочисленных факторов, важным из которых является объем производства продукции и уровень товарности.
АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ основную долю в общих расходах продукции на внутрихозяйственные нужды занимают расходы на семена и фураж; выявленный в анализе перерасход посевного материала может быть вызван расширением посевных площадей и изменением нормы высева на 1 га; перерасход на кормовые цели может произойти за счет увеличения поголовья животных и норм кормления; особое внимание при анализе уделяют обеспечению сохранности и недопущению потерь продукции на всех стадиях производства и реализации; задачей анализа является – осуществлять систематический контроль за сохранностью сельскохозяйственной продукции, выявлять все факты порчи, недостачи, бесхозяйственности, что позволит выявить резервы повышения реализации продукции и рост уровня товарности; влияние качества на объем реализованной продукции отражается через расчеты, связанными с фактической физической массой, сопоставимой с зачетной, в ходе чего определяется выигрыш или потеря предприятия по реализации продукции.
МОДЕЛЬ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ наращивание объема производства продукции; повышение качества товарной продукции; экономное использование продукции на производственные нужды; недопущение потерь и порчи.
По составу включаемых элементов различают следующие виды прибыли: маржинальная (валовая) прибыль брутто-баланс прибыль до налогообложения чистая прибыль нераспределенная прибыль
Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектами хозяйства: использование метода ускоренной амортизации основных средств приводит к увеличению результатов, но используются в зависимости от конкретных условий хозяйства; применение различных методов оценки нематериальных активов и способ начисления амортизации по ним; выбор метода оценки потребления производственных запасов; применение метода определения прибыли от реализации продукции.
Этими факторами выступают: объем конкретного вида реализованной продукции в натуральном выражении; полная себестоимость одной продукции; средняя цена реализации одной продукции. По отрасли или в целом по предприятию на финансовый результат влияет следующая группа факторов: объем реализации – выражается через показатель «выручка от реализации»; структура реализованной продукции; полная себестоимость всей реализованной продукции; средние цены реализации. =
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И ЕГО ОЦЕНОЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ
Система показателей анализа рентабельности рентабельность работы предприятия уровень рентабельности всей реализованной продукции уровень рентабельности отдельных видов реализованной продукции:
ДЛЯ АНАЛИЗА ДАННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ИЗУЧАЮТ ВЛИЯНИЕ ДВУХ ФАКТОРОВ условная величина уровня рентабельности: окупаемость затрат: Связь рентабельности и окупаемости затрат следующая: если окупаемость = 1,24 руб., то рентабельность 24 %. прибыль емкость выручки: Если прибыль 4353 руб., выручка 1000 руб., то прибыль емкость 1 тыс. руб. составит 435,3 руб. рентабельность использования основного капитала:
рентабельность использования имущества предприятия: рентабельность оборота выручки: число оборотов капитала: величина рентабельности вложенного капитала: рентабельность использования собственного капитала (коэффициент устойчивости экономического роста): рентабельность акционерного капитала:
При анализе финансовых результатов рассматриваются взаимосвязи между себестоимостью, ценой, прибылью, объемом реализации. В зависимости от деления расходов на переменные и постоянные применяют два способа исчисления себестоимости реализуемой продукции: с полным поглощением всех постоянных расходов; с распределением расходов между реализованной продукцией и ее остатками на последний отчетный период.
Маржинальные издержки: увеличение или уменьшение общих издержек производства на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема производства, а также предельно высокие издержки, при которых предприятия становится убыточным. Маржинальный доход: предельный, добавочный доход, полученный в результате продажи добавочной единицы продукции, дополнительный доход, а также прибыль в сумме с постоянными расходами. При анализе взаимосвязи объема, цены и себестоимости необходимо иметь данные, характеризующие величины объема, выручка от реализации, сведения о постоянных и переменных расходах.
ГРАФИК ЗАВИСИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАТРАТ ОТ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Vед – объем реализации (продаж) в натуральном выражении; Ц – цена за единицу продукции; Вр – выручка от реализации; Рпос – расходы постоянные; Рпер – расходы переменные; Пр – прибыль; МД – маржинальный доход; МДУ – удельный вес маржинального дохода в выручке; МДС – ставка маржинального дохода в цене. Исходя из обозначений, можно записать: МД = Пр + Рпос, если Вр = V × Ц или Вр = Пр + Рпос + Рпер, то МД = Вр – Рпер.
Одна из них заключается в том, что находят коэффициент переменных расходов, то есть их долю в цене за единицу продукции. Далее, воспользовавшись следующей формулой, можно определить величину выручки критической: и если предположить, что сумма Рпос = 4450 тыс. руб., то Таким образом, получим величину выручки, обеспечивающей безубыточный объем производства. Разделив критическую величину выручки на цену реализации, получим критический объем реализации в натуральном выражении:
МЕТОДИКА 2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕЗУБЫТОЧНОГО ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ И КРИТИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ Из цены за единицу продукции вычитаются переменные расходы, также в расчете на единицу продукции. 20 тыс. руб. – 11,1 тыс. руб. = 8,9 тыс. руб Выручка критическая = 500 ед. × 20 тыс. руб. = 10 млн. руб.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ, ВЫРУЧКИ И ПОСТОЯННЫХ РАСХОДОВ
Для правильного исчисления резервов возможного увеличения прибыли необходимо установить, какие пути могут быть источниками роста прибыли. При исчислении резерва прибыли за счет роста объема реализации подсчитывают объемы возможного увеличения производства тех или иных видов продукции, а затем через величину прибыли емкости и выхода прибыли на единицу продукции исчисляется резерв увеличения прибыли. При этом могут использоваться 2 подхода. Первый заключается в том, что от объемов возможного увеличения производства продукции берут по фактически сложившемуся уровню товарности количество возможного увеличения объема реализации и через прибыль в расчете на единицу продукции (фактически сложившуюся) исчисляется возможный объем увеличения прибыли. Второй заключается в том, что весь объем резерва увеличения производства продукции по отдельным видам оценивают как товарную продукцию, то есть предполагается, что все внутрихозяйственные потребности удовлетворены и, следовательно, возможное увеличение объема производства признается товарной продукцией. Затем также, как при первом способе, через прибыль емкость или прибыль в расчете на единицу продукции исчисляется возможный резерв увеличения прибыли.
Увеличение прибыли за счет изменения структуры реализации, обусловленной договорами, а за счет изменения в структуре реализации того количества продукции, которое продается сверх установленного договорами. Резерв увеличения финансовых результатов за счет повышения качества подсчитывается путем умножения разницы между ценой первого сорта и другими сортами на количество продукции соответствующего сорта, затем, вычитая из полученной суммы выручки полную себестоимость реализованной продукции, получают возможную сумму прибыли. Разницу между возможной суммой прибыли и фактической можно считать величиной резерва. По аналогичной методике определяют резерв возможного увеличения прибыли за счет оптимизации продаж по каналам и срокам реализации. В конце проводят обобщение резервов увеличения прибыли за счет увеличения объемов реализации, улучшения структуры, снижения себестоимости и роста цен за счет повышения качества продукции, оптимизации каналов и сроков реализации. В хозяйствах, где производство продукции нерентабельно, подсчитывают резервы увеличения выручки и снижения убытка.